МАСТЕР О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ  


Тайцзи-цюань и "Нэйцзин"
Т.о. энергия в человеке обменивается в зависимости от энергий неба и земли, центром обмана служат точки "небесная ось" (тяньшу, полостные точки, сисюэ, толстой кишки на меридиане желудка слева и справа от пупка). Сказанное позволяет понять выражение "небо и человек объединяются воедино".

В теории ТЦ сказано: "сердцем ведут мысль, мыслью ведут энергию (ци), энергией ведут тело по циклу". Так образуется совершенный порядок в системе сердце (душа) - мысль - энергия - усилие-цзинь, где энергия - важнейшее звено, связывающее высшее и низшее. А точки "небесная ось" находятся прямо под путем диафрагмы, которая своим движение обеспечивает тело кислородом и… энергией. Если в этих точках хранить мысль о направленности ее вниз, то диафрагма тут же пойдет ниже, увеличивая вентиляцию легких.

Часто говорят: "хранить мысль в поле пилюли" (даньтяне). Это поле - не точка, а зона, ее ограничивают две точки "небесная ось" по бокам, пупок сверху и "море энергии" (цихай) снизу. Соединив эти точки линиями, получим иероглиф "поле" (квадрат, разделенный на 4 квадрата). Личный опыт показывает: если мысль хранить в точках "небесная ось", то сердце успокаивается, энергия гармонизируется, руки идут вверх - как всплывающие облака, они легко подвижны и следуют помыслам, т.е. "небесная энергия опускается вниз".

Ток небесной энергии в землю начинается в точках "плечевой колодец" (цзяньцзин, во впадине на плече) и кончается в точках "бьющий родник" (юнцюань, в середине подошвы). При этом на подошвах ощущается погружение вниз. А на пути усилия-цзинь, как реакция человека с землей, - усилие "преобразование-захват" (хуа-на).

Подъем вверх энергии земли начинается от точки "освещение моря" (чжаохай, на внутренней стороне стопы под косточкой), обращается к небу в точках "небесная ось". Тогда при движении корпуса ноги перемещаются свободно, влияя на движения рук, вызывая усилие-цзинь "выпуск-удар" (фа-да).

Делая упор на опускании, создают устойчивое равновесие; делая упор на вздымании, создают неустойчивое равновесие, а храня энергию в точках "небесная ось", ощущают безразличное равновесие.

Мышцы, суставы и кости образуют двигательную систему, древние называли ее "сгибание-вытягивание" (цюй-шэнь), а канальное движение создает циркуляцию энергии, что древние называли "ведение-привлечение" (даоинь). ТЦ - воистину органическое соединение первого и второго. Канальное движение возникает, когда мыслью ведут энергию. Мысль воздействует не непосредственно на двигательную систему, а через ведение-привлечение (т.е. энергию).

Подведем итог. Диафрагма, которой можно управлять и сознательно, опускаясь на вдохе, ведет небесную энергию в землю, давая подвижность рукам, а поднимаясь на выдохе, она вздымает энергию к небу, давая подвижность ногам. Одновременно мы, используя канальное движение, овладеваем равновесием.

Мысль ведут сердцем, а сердце реагирует на внешние явления и предметы, что и вызывает соответствующие мысли.

Здесь рассмотрены лишь некоторый связи между ТЦ и "Нэйцзин". 16.4.1997 г.

Единство неба и человека

Европейцы говорят: человек непременно покорит небо! Это вредное заявление: с небом (как и со всем и со всеми) надо быть в гармонии. Так как "тьма вещей и я - единое целое".

Древнее выражение о единстве с небом надо понимать как единство в добродетели-дэ, добродетель человека вознаграждается небом. "С небом и землей соединяй свои добродетели, с солнцем и луной соединяй свои законы, с четырьмя сезонами соединяй свой порядок, с темными и светлыми духами сопоставляй свои счастье-несчастье".

(Автор не объясняет термины китайской натурфилософии. "Небо" - нечто высшее, "земля" - нечто низшее, а человек находится между ними. "Добродетель" - выполнение своей задачи. "Соединение с солнцем и луной" - соблюдение космических ритмов. "Духи" - астральные сущности или энергетика предметов и явлений. - М.Б.).

В тайцзи-цюане (ТЦ) необходимы ощущения и реакции. Ощущения возникают через органы восприятия, а реакции - через действие каналов и точек.

9 - Трехмерное время-пространство. С этим связаны движения по трем координатным осям в обоих направлениях, а также внутреннее, внешнее и центральная устойчивость в ТЦ, а также "3 ценности" (сань цай), 4 образа (сы сян), 5 стихий (у син), 6 единений (лю хэ), 7 звезд (Большой Медведицы), 8 триграмм (ба гуа), 9 дворцов (цзю гун). Все они отражаются цифрами 0, 1 и 2.

0 - начало и отсутствие. "Отсутствие предела (у цзи) порождает наличие предела (ю цзи)". 1 - процесс для предметов и явлений. 2 - завершение процесса. Следующий уровень начинается опять с нуля. Таково спиральное восхождение или продвижение. (1 - янская, активная цифра, 2 - иньская, пассивная - М.Б.).
(Начало любого процесса с нуля, с нулевого уровня - очень важное замечание - М.Б.). Динамика и статика в гимнастиках возможны только при возможном возникновении разности во времени, отсюда и диалектическое понятие "в движении есть покой, в покое есть движение". В ТЦ краеугольное понятие - "столик динамики и статики", где "столик" (цзи) - нуль или отсутствие, острие стрелы. Время, прежде всего - циклы солнца, земли, луны и связь между ними. Три координаты времени: если есть прямое и обратное, то есть и отступление-наступление, а также преобразование-захват, выпуск-удар и разница между ними.

Положительное и отрицательное направления на осях следующее: переднее, верхнее, правое - положительное, заднее, нижнее, левое - отрицательное. При движении против часовой стрелки левое в теле поднимается, правое опускается, а поле вне тела оказывается направленным по часовой стрелке. Это основа для преобразования-хуа и захвата-на. А при движении против часовой стрелки проводят выпуск-фа и удар-да.

Левое-правое. Они различаются анатомически, физиологически и по циркуляционным процессам. Этот дуализм и взаимообразуемость видны из выражений "слева вверх - справа вниз", "оглянуться влево - посмотреть вправо", "если слева тяжесть, то справа легкость, а если справа тяжесть, то слева ничтожно" и пр. Так что симметрия человека относительна, а диссимметрия абсолютна. Но левое и правое относительно сбалансированы, иначе организм не мог бы существовать. Но дисбаланс - главное, он вызывает циркуляцию ради равновесия и сохранения жизни.
Дух-мысль-энергия-усилие. Дух-шэнь - информация из внешнего мира, связанная с внутренними ощущениями и реакциями. Мысль-и - направление мысли, намерение, возникающее как движение мысли в ответ на внешние и внутренние реакции в результате отбора полученной информации. Энергия-ци циркулирует во внешнем мире и внутри тела. Циркуляционных систем две: для энергии духа (шэньци) и энергии мысли (ици). Это позволяет понять трехкоординатность. Усилие-цзинь - это путь усилия, на котором специализируется сила-ли, действуя в том же направлении. Возникает при внутренних преобразованиях-хуа при органическом сочетании энергий духа и мысли.
Самоотсутствие ("меня нет"). Мы находимся в природе и должны соблюдать ее законы. Питание - поставка энергии из внешнего мира. Другой мощный источник энергии - небо и земля, откуда берут ее занимающиеся. Занятия приводят человека в наилучшее состояние: дают уравновешенность, без избытков и недостатков. Если тренируют только тело, не добиваясь самоотсутствия, то это далеко от требований расслабления-сун и пустоты-кун.


Достижения
У Чжуан-цзы сказано, что в состоянии отсутствия форменная материя самоулучшается. Внешняя материя вызывает отклик, рефлекс "того же звучания", образуя гармонию, сталкивание энергий (чун ци). "Столкновение" - это принцип инь-ян. Так что гимнастика (гун) должна следовать этой внешней материи не попадая на собственное тело. Это высокий уровень в ТЦ, называемый преобразованием усилия (хуа цзинь) и пустотой. Ключ к этому: реагировать, но не сохранять, не сам, но управляешь тьмой вещей.

Про самоотсутствие сказано: "Рожденное не ты имеешь, это рождено небом и землей в гармонии. Природу-судьбу не ты имеешь - это небо и земля управляют наследственностью".

В ТЦ "получив теряют", потому что сохраняемое теряется. Или сказано: "последующий впереди" и "одинаковость дает гармонию". Это надо прочувствовать, особенно в толкающих руках.

О небе и земле сказано: "небо покрывает, земля нагружает". В толкающих руках нужно иметь пространственное воображение, простирающееся и вне тела. Сказано: "Достижение большого без внешнего называют большим единым". Здесь единое - хаос, или беспредельное. Речь о пути от точек "плечевой колодец" к точкам "бьющий родник", представляющем собой реакцию в теле на прохождение небесной энергии в землю. При контакте с рукой напарника, имея эту реакцию, "реагируют, но не сохраняют". Т.е. не воспринимают силу напарника, но преобразовывают (хуа) ее в пустое.

Говорят: "поднимание заканчивается - тогда опускаются", или "подъем исчерпан - и спуск". Подъем и опускание энергии в теле ощущается как погружение в воду и всплывание. В этом помогает "земная нагрузка": энергия земли "нагружает" вверх. Тело ощущает "подъем слева": от левой точки "освещение моря" до левой "небесная ось". А справа ощущается понижение от "родника янского холма" (янлинцюань, на внешней стороне голени на 1 цунь ниже колена) до правой точки шэньмай (на стопе на полцуня ниже внешней косточки). Это - линия соединения тела с энергией земли, дающая "нагрузку" - энергию телу, необходимую для развития пути усилия-цзинь.

Так образуется кольцо, позволяющее небу и земле управлять формой, гармонией и порядком следования. Только при наличии небесно-земного опускания-поднимания возможны "погружение в воду и всплывание", тогда "мягкость чувств подобна воде, а усилие-цзинь подобно плывущей лодке".

"В цифрах есть искусство, в искусстве есть цифры". Цифры 0 и 1 - это инь-ян, добавляем 2 и получаем иерархию предметов и явлений. Все цифры относятся инь (четные) или ян (нечетные). Развитие идет от беспредельного к имеющему предел, к двум смыслам (лян и), восьми триграммам и далее. Для изменений в трех пространственно-временных координат в теле и вокруг него необходима определенная техника: методы, законы, которые должны соответствовать цифрам. Изменения духа-мысли-энергии, необходимые для движений, связаны с изменениями в каналах и точках, с техникой информационных изменений.
В теле есть 365 точек ("Су вэнь"), что равно числу дней в году. Там же говорится о 383 точках, что относится к году сельскохозяйственного календаря со вставленным 13-м месяцем. Т.е. в такой год связь неба и человека другая. Более точно - 383,89, округленно 384 дня, что соответствует числу черт в 64-х гексаграммах.

Обнаруженный пониженный электрический потенциал в точках говорит, что точки - каналы для обмена информацией с внешним миром.

Энергетическое поле и энергетический напор. Трехмерное энергетическое поле вокруг человека - это его реакция, охватывающая пространство его деятельности - обычно, 1 м. Для спорта, ударов дистанция энергетического напора (циши) достигает 3 м. Про это говорят: "усилие прерывается, а мысль не прерывается". Поле и напор должны взаимодействовать через энергии духа и мысли.
Зеркальный образ. Восемь направлений образуют определенный угол с центральным дворцом, который называют "местом образа" (сянвэй). Его преобразуют с помощью "зеркального образа", находящегося вне тела. Это также реакция на внешнюю информацию: она "пустая" и имеет обратную связь с местом образа. Такова основа для сохранения тела правильно в центре. База для изменения угла - 15°. Так образуется цикл изменений, начинающийся с нуля.
Угол между землей и Луной - 13,5°. Только тогда можно видеть луну. Спутники тоже запускаются на этот угол. В толкающих руках при 15° можно "не потерять и не упереться".

Связь энергий неба-земли и человека. В "Нэй цзин" рассказывается. "Император спросил: что такое энергетический обмен? Сибо ответил: места - вверху и внизу, а обмен в середине, в месте, где люди живут. Поэтому сказано: верх небесной оси - небесная энергия главенствует, низ небесной оси - земная энергия главенствует. Энергии обмениваясь разделяются. Энергия человека следует этому. Тьма вещей исходит из этого".
От движений энергии вверх и вниз происходят изменения. В человеке точки "небесная ось" (тяньшу, по бокам пупка) - место обмена энергии человека с энергиями неба и земли. Здесь находится среднее поле пилюли, сохраняющее энергию.

Сила-ли человека, возникающая в теле, проявляется вовне только через реакцию земли. Вес и центр тяжести связаны с центром земли. Изменяя реакцию точек "бьющий родник", можно мысленно изменить энергию. Затем, ведя тело с помощью энергии, создают путь усилия. При этом имеют внутри реакции погружения и всплывания, поднимания и опускания, пустое и подвижное макушечное усилие, ощущение реакций точек "встреча инь" (в пахе) и "сто встреч" (на макушке).

Часто говорят, что земные врата постоянно закрыты, а небесные постоянно открыты - речь об этом. Т.е. точка "сто встреч" взаимодействует с небесной энергией и когда расширяется до диаметра монеты в 1 юань, то ощущается на расстоянии примерно 5 см от тела. Что и позволяет ей с небесной энергией, создавать "сладкую росу" (во рту) и формировать защитную энергию (вэйци) на расстоянии примерно 10 см от тела. Так ощущается духовная энергия снаружи, которая нужна, в первую очередь, для движений тела.

Энергия мысли (ици) меняет форму тела, под главенством поля пилюли она идет внутрь и проникает наружу. В руках главенствуют точки "дворец труда" (лаогун, в центре ладони), в ногах - "бьющий родник", соединяющий с земной энергией. Энергии неба и земли образуют вокруг тела округлую взаимореагирующую единую энергию хаотического первоначала, что мы можем рассматривать как проявление беспредельного или ноль.

В ощущениях тела сочетаются нервная и двигательная системы, а каналы и точки отражают реакции человека на явления природы, это другие ощущения.

Небо пустое. Оно находится в состоянии хаоса и напоминает покрывало толщиной 3 м. Его динамическое состояние ощущается как центробежный вихрь сверху, не меняющий плотности. Он может вызывать вихрь в себе и напарнике и позволяет с помощью мысли вести усилие-цзинь.

На земле происходят линейные движения, оказывающие центростремительное вращательное воздействие на человека. Под землей мысленно формируют круглую яму глубиной 1 м. Она вращается и движется на расстоянии тоже 1 м. Эта энергия может нести тело, а также преобразовывать-захватывать, выпускать-ударять. Если превышают 1 м более чем на 70 см, то для правки нужно наблюдать духовную энергию (шэньци). Кроме того, если погружаться в землю на 1/3 метра, можно наносить точечные удары. Таковы линейные и точечные усилия выпуска (фа) и удара ( ).

Изменения небесного вихря имеют поверхностный и объемный характер. Так, можно наблюдать связь точки, линии, поверхности и объема. Все это познается и оттренировывается на практике. Здесь главное - энергетические переходы поля и позы (ши).


Надевание на тело. Движения духа-шэнь - это реакция человека на информацию, исходящую от природы, осуществляемая с помощью каналов и точек. В трактатах сказано: "Приобретая опыт, постепенно доходишь до понимания усилия-цзинь … и тогда поднимешься по ступеням трона к духовному свету". Таков процесс надевания этой одежды, представляющий собой упорядоточение. Оно ведет к раскрытию мудрости при дальнейшем сближении тела с природой и при улучшении здоровья. Только приобретя мудрость можно способствовать прогрессу. Человек природы не нарушает законов природы и приносит большую пользу обществу. Он учится до дня смерти, истощая свои небесные (заданные) годы. - 25.3.1995.


Гимнастика и Путь
В ТЦ возникает синхронная работа обоих полушарий мозга, что позволяет овладеть направленностью движений, изменениями позиций и такими путями усилия, как прилипание, связывание, следование, а также преобразование, захват, выпуск, удар. Можно научиться слышать усилие, понимать его.

Когда ладонь толкают вперед, линию взгляда на базе "взгляда по горизонтали" поднимают на 15°, и выпускают горизонтальную силу. Если эта линия тоже горизонтальная, то после толчка возникает дуга вниз. И взгляд нужно сочетать с движением. Эта синхронность - и в теле, и вне его, но при изменениях ощущается, что нет ни в теле, ни вне. В даосизме это называют скрещение гексаграмм кань (воды) и ли (огня). У даосов "сокровенная застава" (сюаньгуань) - основа внутренней работы: "познаешь сокровенную заставу - и станешь бессмертным". Эта полость "и в теле, и вне его, отсутствует и там, и там, из пустоты ничего не рождается, из отсутствия рождается наличие". Всё это проявления синхронной работы полушарий мозга, когда левое входит в покой, а правое раскрывается, вызывая движение в неком сверхотвлеченном пространстве.

Пример. Точка "сто встреч" и вихрь над макушкой, точка "встреча инь" и расслабление движения ног, точки лецюэ и лютунь, "ворота жизни", поле пилюли, "дворец труда", "город ветра", чичжан и пр. оказываются синхронны.

Так что ТЦ, развивая правое полушарие, возвращает к прежнему небу, к природным функциям, резко повышая возможности человека.

Базовая китайская философия - даосизм, основа его - природность и недеяние, мягкость и успокоенность. Те же требования в тайцзи-цюане (ТЦ). Его можно рассматривать как одно из направлений даосизма. Например, у Чжуан-цзы сказано: "небо и Земля - отец и мать тьмы вещей, объединяясь образуют телесное, рассеиваясь образуют начальное". (Начальное - это хаос). В трактатах о ТЦ говорится: "Великий предел рождается беспредельным, столиком для движения и покоя, матерью для инь и ян. Требования Лао-цзы "цени мягкое" и "сохраняй женское (слабое)" очень понятны тем, кто занимается ТЦ или ведением-привлечением (даоинь).

Между почками подвешена точка "сокровенная застава" (сюаньгуань), это - корень верхнего и нижнего. У Лао-цзы - сохранение центра, у Вэнь-вана - ограничение своего тыла, у Чжоу-гуна (князя Чжоу) - сумеречное сердце, у Конфуция - сохранение отступления в тайне. Сохранение сумеречности и женственности - речь о том же. А в ТЦ об этом сказано: "начало жизни и мысли - в поясничных впадинах".

В даосском взращивании жизни имеют дело с внутренней пилюлей (при статической работе) и с ведением-привлечением (при динамической), отличающимся от сгибания-вытягивания, относящимся к физкультуре тела. В ведение-привлечении (ВП) пользуются зародышевым дыханием. И, когда в ТЦ говорят: "сердце ведет мысль, мысль ведет ци, ци ведет тело", то, очевидно, это не только сгибание-вытягивание, но и ВП.

Выражение "одна инь, один ян, называют это Путь (Дао)" тоже относится к ТЦ. Так же как выражение Лао-цзы "в тьме вещей - склоняющаяся инь и охватывающий ян, (эти) сталкивающиеся энергии образуют гармонию" - оно помогает в ТЦ избегать двойной тяжести.

"Сокровенная застава" - это "ворота жизни" (минмэнь), точнее - жизни и смерти. Хранение здесь мысли - важный метод взращивания жизни. Находящиеся рядом почки - корень прежнего неба. Храня мысль в "сокровенной заставе" чувствуют жар, распространяющийся в конечности, одновременно стимулируется движение в поле пилюли. Это действует семенная энергия (цзинци), главная в человеке (потому что может превратиться в жизненную ци и духовную шэнь - М.Б). Она же используется для движений форменного тела, когда "мыслью ведут ци, ци ведет тело". Тело при этом размягчается, что соответствует и требованиям даосизма. Автор изучает каналы и точки - ощущения в них, их реакции, связь с движениями тела и мысли.Продолжая аналогию с компьютером, рассматриваем двигательную и нервную системы как сам компьютер, а канальное движение - как программное обеспечение. Точки - не только место прохождения каналов, но и места соединения человека с внешним миром. Токов комплекс систем в человеке. Это сеть, охватывающая пространство в теле и вокруг него, передающая информацию, воспринимающая и преобразующая энергию, управляющая всем телом.

Реликтовое космическое излучение с частотой 4090 Гц проходит кожу и достигает энергетических каналов, давая позитивный заряд энергии, а точки служат приемными антеннами. Качество и количество определяет натренированностью.

И еще: "Небо может покрывать, но не может нести. Земля может нести, но не может покрывать. Великий путь может охватывать, но не может дискутировать".

"Путь круга" (юань дао) - не столько образ, сколько внутреннее движение, образующее цикл с возвратом к началу. И не просто возврат, но и подъем на более высокий уровень. В человеке "начало в меридиане легких, в среднем обогревателе… Канал печени поддерживает, возврат к печени, далее - пронизывание диафрагмы вверх, втекание в легкие ("Лин шу"). В "Каноне перемен": солнце уходит - луна приходит, луна уходит - солнце приходит. Солнце с луной толкаются - и свет рождается. Холод уходит - тепло приходит, тепло уходит - холод приходит. Холод с теплом толкаются и год рождается". Таков путь неба, цикл солнца, луны, земли. Путь предметов идет от зародыша к смерти. Путь человека: рождение, рост, укрепление, старение, истощение. Таковы циклы "круглого пути", непременно начинающегося с нуля.

В ТЦ аналогично. Отрабатывают формы. Выполнив 2/3 позы, начинают делать следующую позу. И когда завершают одну форму, развивается следующая позиция. Таков спиральный подъем, дающий жизненную силу. На базе круглого формируются внешние и внутренние дуги, о чем сказано: достигаешь большого без внешнего и достигаешь малого без внутреннего. Всё это единое, т.е. хаос, беспредельное, из которого рождается имеющее предел.

Так что "есть вещь - реагирую, но не храню", "вещи и себя - всё забываю". Пространство, где нет меня, - вещью наблюдается вещь, потому не знаю, что есть я, что есть вещь. Пространство, где нет меня, достигается только в покое". "Просветленное сердце видит природное (син) и нет вещей, наблюдающих вещи, и две стороны не травмируют друг друга. Как в зеркале отражаются вещи, ясно видишь истощение видения, вещи и я - оба забываются, сливаясь воедино. Человек, гармонизируя сердце, истощает видение, небо и мысль взаимосвязываются".
Ccылки


 
Хостинг от uCoz