ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ  


Внимание переживается как сила, во многом похожая на гравитацию или импульс дви¬жения, но имеющая специфические свойства. Заметьте, что такое понимание внимания отличается от общепринятого, когда внимание считается чем-то, чем мы “об¬ладаем” и что “обращаем” (помещаем) на различные объекты (мы обычно говорим: “Я обратил его внимание на этот дом”).
Представьте себе, как трудно осознавать несколько собы¬тий, происходящих в теле одновременно, и воспринимать тон¬кие взаимодействия между различными импульсами. Это го¬раздо большее осознание, чем то, которое нам привычно в повседневном существовании.
Этот процесс жизненно важен в работе с энергией. Поскольку внимание является не объектом, которым ученик “обладает”, а скорее универсальной силой, такой процесс возможен. Если бы внимание было объектом, оно могло бы быть только в одном месте в любой данный момент. Но оно больше похоже на момент силы тяготения, который присутствует сразу везде.
Более того, потоки внимания взаимодействуют между со¬бой и воздействуют друг на друга так же, как это делают потоки импульса. По мере того, как ученик прогрессирует, он может разделять внимание на все более и более тонкие потоки, соот¬ветствующие более тонким потокам движения, пока все тело не станет пронизанным вниманием.
Ученик не только направляет физическую силу нейтраль¬ным, ненасильственным образом; то же самое он делает со вни¬манием. Это очень похоже на то, как вы осознаете, проехав на авто¬мобиле некоторое расстояние, что вы не “обращали внимания” на процесс вождения, но, тем не менее, вели благополучно.
Та¬ким образом, есть два режима внимания или два состояния бытия, отличающиеся по взаимоотношениям внимания и ума, воли и тела. В одном состоянии внимание обращается на отдельные части нашего опыта и резко перепрыгивает с одной вещи на другую. В другом все эти части воспринимаются не по отдельности, а как потоки единой силы, как система живых существ, взаимодействующих друг с другом в своем сложном внутреннем сообществе.
Напрашивается вопрос: “Какая часть ученика учится всему этому, если ученик — это сообщество существ?” Другими сло¬вами, кто стоит у руля внутри нас?
Слова, конечно, могут лишь служить описанию пережива¬ний. Нет отдельной “части” ученика, которая управляет всеми другими частями. Ученику рассказывают о равновесии, о том, как избавляться от блокировки внимания, чтобы внимание равномерно распределялось по всему телу.
Это “телесный закон”, тот естественный закон, по которо¬му должно работать наше тело. Ученик не должен заставлять себя работать таким образом, он просто убирает то, что препят¬ствует его естественному функционированию. Когда препятствия удаляются, внимание освещает естест¬венную динамику, как луч фонаря, обнаруживая внутреннюю среду. И тогда ученик точно знает, что ему делать.
Внимание может вытекать из тела точно так же, как это делает импульс движе¬ния. Очевидно, этот импульс не ограничен поверхностью тела. Импульс может вытекать через ноги, ладони или даже через плечи.
В системе динамического цигун (энергетической составляющей практики Тайцзи-цюань, не рассматриваемой нами специально в данной, вводной книге), существует огромное количество аспектов перемещения импульса внимания.
Например, когда мы прекращаем поворот в одну сторону и начинаем поворачиваться в другую, динамический импульс и внимание могут течь через ногу в землю, а там развернуться и двинуться в обратном направлении. Хотя кажется, что движение разворачивается на 180 граду¬сов или поворачивает под прямым углом, на самом деле движе¬ние — плавное и циркулярное, и его окружность поворота находится под стопами.
Когда в Тайцзи-цюане работают два партнера, их вни¬мание связывает их тела и позволяет им как бы взаимно про¬никнуть друг в друга, так что каждый знает намерения (движе¬ния внимания) своего партнера. Они пытаются использовать это знание в ложных движениях (и даже ложных внутренних намерениях), чтобы обмануть партнера.
Они наносят удар только тогда, когда чувствуют, что внимание партнера неспособно среагировать” и фактически манипулируют вниманием партнера, чтобы он и не мог реагировать.
Вот почему так важно соединение вашего внимания с физическим импульсом и потоком движения энергии. В случае успеха это освобождает ваши тело и внимание от разрушительного воз¬действия рассуждающего ума и эмоций, которые в нашем обществе часто извращены. Когда импульсы тела и внимания становятся плавными, спокойными, текучими и центрированными, тогда они могут снова подсоединяться к уму и эмоциям, исцеляя их.
Они могут подсоединяться и к другим людям, также исцеляя их. Эти другие люди будут относиться к вам так, как Луна к Земле. Их потребность в исцелении будет притягивать их к пустому центру равновесия. Но их привычки будут отталкивать их прочь от этого центра. Это равновесие центробежных и центростремительных сил — необходимо. В конце концов, вы ведь не хотите вплав¬лять других людей в свой образ и не хотите, чтобы их привычки воздействовали на вас. При правильном балансе они будут ис¬целены, не потеряв своей индивидуальности.
То же самое происходит в ученике цигун и тайцзи. Только когда воля думающего ума уступает, а воля творческого начала может напрямую взаимодействовать со вниманием, ученик может на самом деле получить опыт внутреннего аспекта Тайцзи-цюаня.
Первый шаг к выходу из этого тупика — осознавать силу внимания, то есть обращать внимание на внимание. Это не значит думать. Это значит, что всегда, когда внимание отвлека¬ется, надо заметить, что же именно отвлекается. Не беспокой¬тесь о том, что вас отвлекает (если, конечно, это не грузовик, который несется на вас).
Используйте каждый отвлекающий фактор как возмож¬ность познать внимание. Опять же, это не значит узнать что-нибудь о внимании. Внимание — эта сама субстанция жизни. Когда вы узнаете эту субстанцию, то узнаете (почувствуете), как творческое начало придает ей форму.
Замечайте, как поток импульса воздействует на внимание. Укореняйте внимание (пусть оно опускается через ступни вниз) и замечайте, как это влияет на импульс движения. “Обращайте” внимание только на импульс движения и заме¬чайте, как это влияет на физические движения тела.
Когда вы начинаете больше отождествляться со вниманием, импульсом и творческим началом, чем с мыслями, тогда и ваша воля смещается от думающего ума к телесному уму. Ваша воля становится посланником природы, организующим ваше пове¬дение.
Это все равно, как если бы вам пришлось жить среди груп¬пы животных. Вы бы узнали их всех как индивидуумов и стали бы отождествлять себя как часть их сообщества. Ваше поведе¬ние по отношению к ним начало бы отражать их природу, поскольку они понимали бы вас только в контексте своей жи¬вотной культуры.
То же самое верно и относительно естественных частей вас самих. Когда вы начинаете отождествляться со вниманием и творчеством, ваше поведение приспосабливается к “культуре”, динамике этих сил.
Эта динамика — динамика биологическая. Внимание состоит из всех сознаний, всех чувствительностей органов, кле¬ток и молекул нашего тела. В нем содержится сила и “мудрость” триллионов малых сознаний. В процессе эволюции однокле¬точные животные начали образовывать сообщества, и, в конце концов, получились многоклеточные животные, такие, как мы с вами.
Чтобы многоклеточное сообщество функционировало, должен развиться большой комплекс коммуникационных се¬тей. Тогда вся система сможет координироваться и поддержи¬вать равновесие. За осознанием наших внутренних частей стоят миллиарды лет эволюционных экспериментов с принципом равновесия.
Ученик позволяет своему вниманию функциони¬ровать в его изначальном биологическом состоянии, и тем са¬мым он воссоединяется со своим эволюционным наследством. В дзэн-буддизме это называется “возвращаться домой”.
Внимание приобретет инерцию — тенденцию оставаться в своем биологическом состоянии — и не будет легко отвлекать¬ся. Тело такого человека будет казаться более живым”, чем тело обычного, среднего человека. Оно будет обладать ловкостью и чувстви¬тельностью животного, поскольку мы ведь на самом деле и являемся естественными животными под нашими искусствен¬ными одеждами и искусственными умами.
По нашему мнению, Тайцзи — это учение о внимании, и все его упражнения предназначены для улучшения нашей изна¬чальной сверхтонкой системы коммуникаций, которая разви¬лась за миллионы лет. Если мы осознаем динамику внимания, то сможем загля¬нуть в механизм самой природы.
Когда вы “позволяете” своему вниманию вытекать и сме¬шиваться с другими энергиями, индивидуалистические ощу¬щения могут теряться. Это проблема для некоторых людей — в плане отношений. Некоторые люди чувствуют, что они “теря¬ют себя” в отношениях с другими. Вот почему важно сохранять внимание центрированным и заземленным, позволяя ему при этом вытекать наружу. В результате получается своего рода “растягивание”. Эти “тропы” внимания могут позволить практикующему чувствовать внутреннее состояние своего учителя и нау¬читься гораздо большему, чем просто внешним движениям Тайцзи-цюаня.
Представьте себе ученика, который учится, только подра¬жая учителю. Такой ученик не усваивает (т.е. “делает своими”) уроки учителя, а просто становится его “двойником”. Он позволил своему вни¬манию отключиться от центра и позволил шаблонам поведе¬ния учителя занять место его собственных. Таким образом, он просто механически действует. И он всегда будет испытывать гнетущее чувство, что что-то не так.
Другой ученик может не позволять своему вниманию течь к учителю. Он воспринимает только поверхностный уровень, а не дух того, что показывает учитель. Он реально не меняется внутри. При совершенном равновесии ученик меняется, но в направлении собственного пути развития, а не пути учителя.
Ваша внутренняя природная сущность всегда готова научить вас всему, что вы хотите знать, и даже таким вещам, о которых вы никогда и не мечтали. Но вас ждут и другие силы, готовые захватить ваше внимание, — реклама, религии и другие силы на уровне энергии. Тайцзи-цюань учит вас узнавать естественное сущест¬во и избегать попадания в ловушки других сил. Он позволяет вам оставаться заземленным в то время, как ваше внимание может свободно путешествовать.
Совсем просто можно объяснить это так: индивидуальное человеческое тело — это всего лишь один уровень из тех, на которых вы существуете. Это та точка, на которой вы можете сфокусироваться. При взаимодействии с творческим началом внимание может перемещаться к другим физическим объек¬там и другим видам переживаний. Одушевление человеческого тела — это творческий акт, в котором мы участвуем в каждый момент. На это одушевление влияет то, насколько творчески мы используем внимание.
Когда мы видим, что человек движется и говорит, мы при¬ходим к выводу, что он живой. Это может быть так на биологи¬ческом уровне, но на другом уровне — среди нас есть множест¬во “ходячих трупов”. Иногда приходится слышать и читать о многих таких отношениях, в которых кто-то считал своего пар¬тнера “живым” или одушевленным. Но через некоторое время он осознавал, что партнер относился к нему не в полной мере как человеческое существо.
Поведение этого “неодушевленного” партнера состояло из сложных серий запрограммированных поступков. Иногда случались ситуации, которые не вписывались ни в какую программу партнера, это приводило его в растерянность, неуверенность, иногда агрессивность или же вообще в отсутствие какой-либо реакции. Такое общение было за пределами осознания партнера. Вскоре становилось очевидным, что на самом деле и не было никаких отношений, хотя эти двое людей могли даже состоять в браке. Более детально об этом мы поговорим в следующей работе, связанной с программами и методами работы с ними.
Если осознание сковывается запрограммированным пове¬дением, то все, что за пределами программы, рассматривается как несуществующее. Когда человек вступает в отношения с другим человеком, он предполагает, что его партнер осознает мир вокруг и внутри него. “Неодушевленный” же человек исхо¬дит из того, что каждый функционирует на основании запрог¬раммированного поведения. Поэтому, когда образуются сме¬шанные пары, получается непонимание. Каждый старается об¬ратить другого в свое мировоззрение. Разница лишь в том, что осознающий человек управляет вниманием творчески и хочет взаимодействовать с другими на этой основе.
Настоящая глава, а, в общем-то, и вся эта книга, является обсуждением того, как мы одушевляем наши тела и какова механика этого процесса. Это то, что мы можем непосредствен¬но ощущать, и слова просто указывают на то, что уже происхо¬дит внутри вас. Надо только принять на себя ответственность за то, чтобы хорошо овладеть этим процессом и быть как можно более эффективными в своей жизни.
Развивая свою чувствительность и осознание на Пути воина, вы постепенно начинаете видеть связи между различными уровнями бытия. Например, вы можете ощущать, как ваши социальные контакты влияют на структуры напряжения в ва¬шей мускулатуре. Вы можете ощущать, как на ваши железы внутренней секреции влияет просмотр возбуждающих телеви¬зионных программ. Это примеры очевидные и простые.
Есть люди, которые эмоционально очень расстраиваются, когда их физическому телу нехорошо. Но они не знают о том, что шоколадный торт, который они только что съели, — это огромная доза таких веществ, которые нарушают работу их телесного механизма. Они могут всю жизнь прожить, думая, что они несчастны из-за житейских обстоятельств, в то время как эти расстроенные чувства на самом деле происходят от их войны с собственным телом.
У нас есть термин “связывание”, которым мы обозначаем знание источника своих чувств. Наше поведение связано с на¬шими чувствами. Если нам плохо, мы можем быть раздражи¬тельны. Если мы “связываем” это плохое самочувствие с каким-то внешним обстоятельством, скажем с кем-то, кого вы “на дух не переносите”, вы можете ударить его в результате ваше¬го плохого самочувствия. Но если вы осознаете плохое само¬чувствие как происходящее от шоколадного торта, вашей реак¬цией может быть впредь воздерживаться от поедания этого торта. Если, кстати говоря, человек, подвернувшийся вам под руку, крупнее и сильнее вас, то ошибка в связывании может иметь серьезные последствия.
Кроме того, есть такие типы энергии, которые могут воз¬действовать на нас не только на химическом уровне (в нашем примере химия — это чрезмерная доза). Это может быть изменение в потоке энергии земли при смене времен года. Чтобы уметь определять такие энергетические перемены, ваше внимание должно быть плавным и текучим.
Итак, каждый акт внимания — это импульс, распространя¬ющийся во всех направлениях. Тренировка динамики внимания — серьезное дело с важнейшими последствиями.
Когда мы спим, наше внимание расширяется, и его импуль¬сы достигают других “областей”, кроме тех, которые нас научи¬ли воспринимать. В результате мы транслируем то, о чем нам радирует наш маленький зонд внимания, в гонящихся за нами драконов, встречи с людьми и в любые другие обычные объек¬ты наших сновидений.


Ccылки на другие страницы,
Продолжение 2.


 
Хостинг от uCoz