Система сознательного совершенствования сознания: "разделение", "прерывание" и "сочетание"  


Благодаря трансформации жизнеспособности, энергии и духа, осуществленной с помощью намерения в качестве инструмента, т.е. благодаря трансформации самого человека, возникает сознание, в котором намерение, соединяясь с жизнеспособностью, энергией и духом, образует единое целое. С появлением такого вида сознания намерение начинает воздействовать уже на два вида "сырья": на сознание и "жизнеспособность - энергию - дух".Функция намерения на этом этапе заключается в том, чтобы в максимальной степени объединить волю с жизнеспособностью, энергией и духом и получить "сплав" в виде сознания. В процессе этой работы уровень, качество и количество сознания поднимаются до такой точки, по достижении которой происходит полное растворение друг в друге определенной части намерения и "жизнеспособности -энергии - духа", в результате чего возникает сознание, обладающее необыкновенно высокими качественными и количественными характеристиками, что позволяет добиться координации покоя и движения в сознании. энергии и духе.По мере нарастания, описанного выше процесса намерение постепенно растворяется и тает, приобретая характер ограниченного фактора, одновременно видоизменяясь и совершенствуя свое содержание, а "жизнеспособность - энергия -дух" теряют свой ограниченный характер, одновременно приобретая дополнительные способности. Устранение главного препятствия между мыслью и намерением способствует установлению прямой связи, отношений непосредственного взаимодействия между ними.Мысль, прошедшая процесс перестройки, воздействует непосредственно на сознание без участия намерения, а через сознание - опосредованно на ту часть намерения, которая уже перестроилась, но не перешла в сознание, а также на жизнеспособность, энергию и дух.

В то же время та часть намерения, которая еще не перешла в сознание, продолжает воздействовать на него, а также на жизнеспособность, энергию и дух, стимулируя их взаимодействие, которое в свою очередь продолжает влиять на мысль.

Взаимное воздействие мысли и сознания, мысли и намерения, намерения и сознания - три уровня "совершенствования сознания с помощью сознания", когда сознание совершенствует сознание (т.е. когда различные уровни сознания совершенствуют друг друга) - сопровождается взаимным воздействием этих трех уровней друг на друга, которое, в свою очередь, оказывает влияние на мысль, намерение и сознание, что можно рассматривать как еще один, четвертый, уровень функционирования системы.

Более того, жизнеспособность, энергия и дух по отдельности образуют три уровня взаимного воздействия с мыслью, намерением и сознанием. Взаимное воздействие этих трех уровней также порождает действие и ответную реакцию по четырем направлениям. Четыре уровня взаимного воздействия сознания и четыре уровня жизнеспособности, энергии и духа составляют еще более сложную систему взаимного воздействия. Такая подготовка, сопровождающаяся взаимным проникновением и наложением друг на друга составляющих ее элементов, вызывает трансмутацию тела и мышления человека как единого целого, поднимая их на более высокую по сравнению с обычным человеком ступень.

Важный момент в тонкой технологии "совершенствования сознания с помощью сознания" связан с особенностями тренировки мысли и намерения на фоне сознания. Когда сознание уже сформировалось, каждый его переход на новый уровень, обретение им новых качественных и количественных характеристик должны сопровождаться соответствующей работой над намерением, которое уже достигло высокой степени скоординированности действий, а также над жизнеспособностью, энергией и духом. Эта работа заключается в "разделении", "прерывании" и "сочетании". Целью этой работы является достижение двумя составляющими сознания - мыслью и намерением - такого уровня, когда они могли бы разделяться и воссоединяться в любое время."Разделение" означает отделение намерения от жизнеспособности, энергии и духа после работы над ними в слитом состоянии и по достижении ими совершенства высокого уровня. "Разделение" предполагает отделение заново одного от другого с помощью уже сформировавшегося нового сознания. Это напоминает силу действия и противодействия, возникающую при растягивании и сжимании эластичного материала, и называется разделением инь и ян, осуществление которого направлено на достижение эффекта взаимного совершенствования в процессе их воздействия друг на друга.

"Прерывание" означает разведение намерения, с одной стороны, и жизнеспособности, энергии и духа, с другой, которые уже разделились, но не разошлись в рамках сознания. "Прерывание" можно сравнить с разрывом эластичной связи между инь и ян, дающим им самостоятельность, но и в этих условиях обеспечивающим особого рода взаимодействие между ними.

Если представить "разделение" в виде проводников, подключенных к разным полюсам источника питания, то "прерывание" можно сравнить с электромагнитным полем, возникающим между ними: несмотря на то, что намерение, с одной стороны, и жизнеспособность, энергия и дух, с другой, отделены друг от друга в сознании, тем не менее, даже в этих условиях они сохраняют способность оказывать прямое и обратное воздействие друг на друга и даже продвигать вперед процесс взаимного совершенствования.

Это дальнейшее совершенствование связано со вторым этапом "прерывания". Предположим, что после первого этапа между намерением и "жизнеспособностью - энергией - духом" по-прежнему сохраняется поле сознания, аналогичное электромагнитному полю. В этом случае второй этап "отключает" это поле, переводя его, если можно так выразиться, из явного состояния в состояние неявное, скрытое.

Здесь возникает весьма специфическое динамическое явление (для каждого уровня сознания свое): действие и ответное действие между намерением и "жизнеспособностью - энергией - духом" в сознании вдруг исчезают, хотя их способности остаются прежними. Дело в том, что прекращается действие явных, выраженных связей между двумя элементами при сохраняющихся даже в этих условиях связях, скрытых, внутренних, которые весьма сложно проследить. Вместе с исчезновением инь и ян в сознании (между ними нет различий, они становятся одним и тем же, но продолжают и в скрытом состоянии воспринимать воздействие), исчезает и взаимное воздействие намерения и сознания, Оно остается только на уровне мысли, никак не проявляясь физически. Поэтому определить момент появления и исчезновения их взаимного воздействия можно только с помощью мысли.

Скрытое физическое состояние, наступающее после полного "прерывания", лучше объяснить образно. Представим себе, что мы взяли кожаный ремень ("сознание") за оба конца и сильно его натянули. Реакция рук на эластичность кожи в данном случае будет соответствовать "разделению". Если сделать кожу более мягкой, не изменяя расстояния между руками, то произойдет некоторое изменение эластичности материала (что можно соотнести с первым этапом "прерывания") и сила натяжения передастся рукам. Если же ремень, еще сохраняющий определенную эластичность, перерезать ножницами (без изменения при этом расстояния между руками), то вся оставшаяся эластичность перейдет в руки, а между ними останется пространство, свободное от какой-либо силы или энергии.

Если же представить, что натягивают кожу (сознание) не руки, а "намерение", то после ее смягчения присущая ей эластичность (способность) частично переходит в пространство, хотя и сохраняет свои связи через посредство кожи. После перерезания кожи образуются два куска, в каждом из которых произойдет высвобождение силы натяжения, и вся эластичность перейдет в пространство.

Исчезает всякая связь, всякие видимые отношения действия - противодействия. В результате функция и сила намерения с обоих концов теряет свою эффективность, а эластичность (способность) обоих концов, перешедшая в пространство, превращается в бесформенную массу, не подлежащую восприятию обычным человеком и не способную воздействовать на что-либо.

С исчезновением взаимного воздействия исчезают и какие-либо проявления действия-противодействия, что означает исчезновение инь и ян. В соответствии с законом сохранения энергии, однако, обе "массы способностей" остаются в пространстве, повисают там, поскольку им просто некуда перейти. В связи с отсутствием функционирования намерения они обретают высокую степень самостоятельности и поддаются управлению только со стороны мысли, поскольку сохраняют с ней бесформенные и пассивные связи. Под контролем мысли они теряют свой антагонистический характер и полностью ассимилируются.

"Сочетание" имеет множество форм, но мы, в качестве примера, приведем только три. Первая из них представляет собой объединение двух "масс способностей" с помощью мысли и помещение их в тело человека. В результате образуется одна "масса способностей". Этот процесс напоминает слияние двух капель воды в одну. Возникает нечто наподобие "ассимилятивного поля", особенность которого состоит в том, что оно способно воспринять любое новое инь или ян. Иными словами, любая сила инь или ян, откуда бы она ни пришла, может быть ассимилирована, т.е. усвоена этим полем.

Вторая форма протекания "сочетания" заключается в восстановлении мыслью индивидуальной природы инь или ян каждой "массы способностей". Причем, мысль может превратить то, что изначально было инь в ян и наоборот, а также изменить первоначальный характер их взаимного воздействия и превратить их в однонаправленную, односторонне действующую силу. Для этого также необходимо с помощью мысли объединить две "массы способностей" в одну, осуществить ассимиляцию и объединение новых инь и ян, произвести вновь их разделение, а затем уже обеспечить их совместное однонаправленное функционирование. Такая форма "сочетания" производит колоссальный динамический эффект, обладает взрывной мощью, против которой ничто не способно устоять.

Третья форма "сочетания" предполагает возвращение с помощью мысли двух "энергетических масс" к своим первоистокам естественным путем и их превращение в сознание.

Таким образом, "разделение", "прерывание" и "сочетание" практически сводятся к "разделению" и "объединению", поскольку "прерывание" представляет собой ничто иное, как более высокий уровень "разделения".Такого рода тренировка сознания путем "разделения" и "объединения", несомненно, является наиболее полноценной, глубокой и надежной. В сочетании с четырьмя главными сферами всего процесса подготовки в целом, находящимися в сложной системе взаимоотношений, такая тренировка сознания способна произвести колоссальный эффект. Неординарная тренировка сознания порождает особое неординарное сознание и стимулирует тренировку других важных функций с целью достижения уровня особых физических и ментальных способностей.

Многоплановая тренировка сознания также закладывает прочную базу для функционирования сознания в пассивном состоянии. Когда сознание завершает объединение намерения с жизнеспособностью, энергией и духом, элемент намерения начинает постепенно сходить на нет одновременно с усилием прямого контроля мысли над жизнеспособностью, энергией и духом. По достижении необходимой степени контроля мысли над жизнеспособностью, энергией и духом задачу намерения можно считать выполненной. Результатом этого процесса является слияние мысли с жизнеспособностью, энергией и духом в единое целое, т.е. формирование "мышления", "единого и неделимого", того, что буддисты называют "мышлением без единого пятнышка", или так называемого "натурального мышления", "изначального естества".

Только обладание таким "единым мышлением" позволяет вести занятия во взаимодействии со вселенной и непрерывно получать от таких занятий постоянную отдачу. Подготовка приобретает характер бесконечного непроизвольного совершенствования мышления без его участия, совершенствования, сопровождаемого *высокой степенью отклика природы, в условиях полного единения природы и человека.

Такова общая картина процесса подготовки от сознательного совершенствования сознания до достижения спонтанности, свободной от сознательного намерения. Именно этой высшей ступени подготовки соответствуют "неприменение намерения и усилия", "истинное сознание, являющееся сознанием без сознательного намерения", "пустота", "бесконечность", "гармония" и т.д. Пути достижения такого уровня, как уже говорилось, могут быть самыми разнообразными, и тот, о котором идет речь, - всего лишь один из них.


"проникающая сила" в боевых искусствах
Установлено, что мышечное напряжение может передаваться в виде потока, подчиняясь управлению мысли или намерения, постепенно, сантиметр за сантиметром, или сразу, минуя несколько сочленений. Такое явление и обозначается термином "перемещающаяся сила". Когда напряжение передается от одного участка к соседнему, на предыдущем участке происходит расслабление. При этом такой способ передачи силы не ограничивается никакими анатомическими элементами, будь то суставы, мышцы или любые другие ткани. Соответственно каждая частичка тела человека, как и все тело целиком, становится проводником силы, точно так же, как металл является проводником электрического тока, а труба - проводником воды.

Именно с этого начинается одно из основных упражнений в "совершенствовании сознания". Многие считают сознание чем-то загадочным и таинственным, рассматривают его как нечто сверхъестественное, непостижимое разумом. В действительности же сознание, как мы его понимаем, есть не более чем обычное сознание, прошедшее особую подготовку с целью установления более высокой степени контроля над двигательной способностью.

Это отправная точка, основа сознания. Именно здесь расходятся пути боевых искусств и других видов физической подготовки. Продвижение человека по этому пути от одного уровня к другому, от простого знания к умению, от умения к высокому мастерству, туда, где он обретет способность постигать бесконечность, вполне соответствует принципам любой сферы человеческой деятельности, связанной с достижением высот мастерства, будь то производство или искусство, где человек стремится достичь передовых рубежей и способен демонстрировать сверхгениальность, проникая в сущностные глубины творчества.

Передача мускульного напряжения через большое количество препятствий невозможно без мысленного анализа и волевого стимулирования, поскольку это напряжение при обычной реакции (двигательной реакции на команду сознания) не поддается сознательному контролю.

Именно взаимное воздействие намерения и "проникающей силы", беспрепятственно преодолевающей все сочленения и связки, порождает "изначальное сознание", возникающее в тесном единстве с жизнеспособностью, энергией и духом (означающими в данном контексте мускульное усилие).

Когда человек достигает такого сознания, напряжение его мышц уподобляется жемчужине, свободно перекатывающейся по телу, как по трубке. В результате может сформироваться эластичная целостная система, передающая усилие из ног в руки без всяких потерь.

Подобный способ передачи силы возможен не только в пределах тела человека, но и может быть использован для передачи силы другому человеку. Более того, этот процесс всегда находится под контролем воли носителя силы, оставаясь незамеченным рецепиентом, поскольку обычный человек не способен распознать это явление.

В таком состоянии двигательный аппарат человека перестает быть просто системой рычагов и трансмиссией. Новая схема передачи усилия изменяет всю структуру. В результате формируется двойная двигательная система, обеспечивающая передачу силы. Оба аппарата могут заменять друг друга и функционировать совместно.

Аналогичные изменения можно вызывать и у других людей даже помимо их воли. Возникает ситуация, когда человек, выступающий движущей силой, остается не известным другим, когда только он осведомлен об истинном состоянии окружающих, т.е. ситуация, в которой люди не имеют выбора, подчиняются побуждениям и действуют, не отдавая себе отчета, почему они действуют именно так.

Объединение намерения с жизнеспособностью - энергией - духом (т.е. в данном случае напряжение и расслабление мышц), составляющее содержание тренировки по передаче "проникающей силы", является важной предварительной ступенью в выработке уже упоминавшегося ранее "продвинутого сознательного восприятия".

Поскольку "сознательное восприятие" особым способом проникает вглубь той сферы контроля за функционированием мышц, которая обычно неподвластна сознанию, оно формирует новый объединяющий намерение и силу способ передачи сознания.

Итак, превращение тела человека в своего рода "проводник" позволяет передавать силу другому человеку и по своей воле регулировать ее перемещение. Эта способность значительно расширяет функции двигательного аппарата человека по реализации его физических сил, а также выводит на новый уровень возможности их свободного и активного применения. Вместе с тем такая способность является одной из ступеней в едином процессе комплексного "совершенствования сознания и тела", которая достаточно наглядно иллюстрирует то, как эта особая функция сознания формируется.


Особый вид проводимости: результаты и перспективы
Содержание этого подраздела носит самый общий характер, поскольку проблемы, о которых здесь пойдет речь, чрезвычайно сложны. Тем не менее, без некоторых пояснений мы просто не сможем двигаться дальше.

"Изначальное сознание", о котором говорилось выше, должно пройти многие ступени, прежде чем в нем произойдут определенные качественные изменения. Это такое сознание (являющееся сочетанием сознания и силы), которое может перемещаться по телу человека и передаваться другим, т.е. которое становится неисчерпаемым резервом постоянного расширения и практического применения возможностей двигательного аппарата и энергетических сил человека.

В боевых искусствах, когда речь идет о "проникающей силе", "силе, исходящей из рук", "энергии, покидающей тело", всегда имеется в виду то, что сила вместе с сознанием может передаваться человеком во внешнюю среду и к внешним объектам.

"Сила сознания" способна проникать сквозь тело человека, а также действовать и видоизменяться в пространстве после освобождения от пут физического строения человека. Это особое явление, характерное для боевых искусств и энергетики.

Выше уже говорилось о том, что сознание должно пройти длительный путь тренировки через "разделение", "прерывание" и "сочетание". Можно добавить, что также существует воздействие мысли на сознание, реализуемое через намерение, и прямое, непосредственное воздействие мысли на сознание. Объединяя эти возможности с возможностями "силы сознания", в теле человека и вне его пределов можно формировать различные виды "полей сознания".

На этой основе сознание, взаимодействуя с мыслью или мыслью и намерением, может произвольно образовывать сплошное "поле сознания", поддающееся управлению. Благодаря этому могут возникать соответствующие динамические эффекты, или так называемые "эффекты поля".

Когда тело человека, ставшее "проводником" силы, передает (высвобождает) силу в пространство, она полностью освобождается от ограничений, обусловливаемых физическим строением "проводника". Более того, в результате определенных процессов эта сила полностью отрывается от физического тела и переходит под непосредственный контроль мысли.

Когда такая освободившаяся сила оказывается в открытом пространстве, она становится, по сути, "энергией", существующей в виде "поля сознания и энергии", или "поля энергии сознания". Она может концентрироваться, рассей- . ваться, приобретать форму точки, линии, плоскости или объемного тела, т.е. существовать в любой форме движения и в любом пространственном измерении. Вместе с ростом собственных способностей человека реагировать на условия окружающей среды и в контексте конкретного применения в боевых искусствах и в области медицины "энергия сознания" может создавать "эффект поля", имеющий большое практическое значение.

Причины, по которым современная наука считает изучение этого явления чрезвычайно сложной задачей, наряду с фундаментальными методологическими проблемами, состоят еще и в том, что в настоящее время методы исследования мозга находятся на невысоком уровне развития, не позволяющем обнаруживать и замерять уровни взаимного воздействия мысли, намерения, сознания и жизнеспособности - энергии - духа. Компьютер недостаточно чувствителен для решения таких задач, да и сущностная природа сознания и энергии еще не имеют четкого определения. Многие явления, уже признанные и реально существующие, не находят пока объяснения в рамках современных научных теорий. Это тот Самый случай, когда "собака старается укусить дикобраза, но никак не может к нему подступиться".

Как бы там ни было, появление всех этих трудностей и противоречий создало хорошие предпосылки для поистине революционных изменений во всей науке. Рано или поздно они произойдут, и наука сделает небывалый рывок, может быть самый грандиозный за всю свою историю: раскроет тайны человеческой жизни и мышления.
Характерным принципом единоборств высокого уровня является полное отсутствие времени и пространства для размышлений или действий у обоих соперников. Иными словами, ни у одной из сторон нет ни малейшей возможности сделать первое движение. Происходит это потому, что все шесть процессов, составляющих действие условного рефлекса, полностью отключены, а соперники находятся в состоянии абсолютной скоординированности. Когда один из них '' только подумает о том, чтобы сделать движение рукой, второй, используя силу "скоординированной интуитивной реакции", заставит его отказаться от своих мыслей. В таких условиях у соперников нет никаких возможностей пошевелить даже пальцем.

Теперь давайте спустимся сразу на несколько ступеней вниз, на уровень, который уже демонстрировался некоторыми современными мастерами боевых искусств, и попытаемся разобраться в том, что же дает в результате одновременное совершенствование сознания и тела.

Одним из минимальных результатов действия "проникающей силы" является то, что поле сознания человека получает возможность моментально реагировать на силовое поле противника. Сюда входит и реакция на движение сознания соперника, вызывающая скоординированный ответ собственного сознания. При этом, конечно, степень скоординированности ниже, чем на высшем уровне, о котором говорилось ранее, но и значительно выше, чем уровень последовательного взаимодействия сознания и тела во время срабатывания условного рефлекса.

Движение или задействование сознания в данном случае связаны с намерениями соперников, в результате чего возникает взаимная координация движения сознания у обеих сторон. В то же время сознание одной из сторон, т.е. сознание, объединяющее в единое целое намерение и силу, координируется с задействованием собственного сознания, а также с задействованием сознания противной стороны. В результате, сила первого соперника координируется с движением сознания второго, в то время как сила и задействование сознания второго раскоординиро-ванны и функционируют относительно самостоятельно. Поскольку скорость скоординированного действия выше, чем скорость последовательных действий, то первый соперник способен предвосхитить даже скрытое движение второго. Это скрытое движение есть сознание, а способность его предвосхитить означает действие силы человека до того, как начнет действовать сила противника.

В этом и состоит теоретический и фактический ответ на вопрос, что означает принцип "побеждает тот, кто действует последним".

Психофизическая координация не является абсолютной, она ограничена рамками соответствующего уровня одновременного совершенствования сознания и тела. Каждая новая ступень совершенствования позволяет сократить и даже полностью устранить один из шести процессов, составляющих действие условного рефлекса, в связи с чем скорость реагирования каждый раз становится выше. На определенном уровне совершенствования человеком сознания и тела его соперники полностью лишаются возможности даже задействовать собственное сознание, поскольку первое же их движение будет означать поражение. При этом вам нет никакой необходимости направлять какие-либо команды своей мускулатуре.

В теории единоборств это называется "разгадать человека до того, как он начал действовать". Другими словами, когда противник только собирается нанести удар, вы уже упредили его ударом, не дав ему даже пошевелить рукой.

Поднявшись еще на несколько ступеней, вы будете иметь дело непосредственно с задействованием или движением сознания соперника, т.е. противостоять сознанием сознанию. В этом случае нет необходимости делать какие-либо телесные движения.

Благодаря так называемой проникающей энергии или проникающей силе, тело человека превращается в своего рода "дирижера", способного управлять физической энергией вне его пределов вплоть до формирования видоизменяющегося поля сознания, подчиняющегося воле человека. Такое поле способно оказывать реальное физическое действие. Через свое поле сознания человек влияет на функционирование, сознания оппонента, затем постепенно поднимается до уровня, позволяющего действовать с ним в унисон, и в конце концов выходит на совершенно новую стадию, где механизм реагирования не использует физические движения, а действует за счет "эффекта поля". Так выглядит процесс постепенного развития от одновременного совершенствования сознания и тела до психофизической координации.

Этот процесс является хорошей иллюстрацией применения к теории и практике одновременного совершенствования сознания и тела для решения задачи вторичного познания и переработки условных рефлексов, а также классическим примером использования принципов боевых искусств и достижений классической философии в современною научном знании. В то же время это можно рассматривать как своего рода эксперимент по "переводу" древних теорий на современный язык.

Если и боевые искусства, и современная наука воспримут идею взаимного изучения и согласованного развития, создадут условия для диалога, используя друг друга в качестве объектов и инструментов для изучения, т.е. если они будут строить отношения на основе равенства и взаимной помощи, сотрудничая в исследованиях любых проблем и используя на равных плоды этих исследований, то появится хорошая возможность реального взаимодействия между ними. Только в этом случае можно надеяться на реальную эффективность использования всего лучшего, что заложено в боевых искусствах и науке, на высокоэффективное творческое развитие боевых искусств.

Когда внешняя речь не получает выхода наружу, она превращается в непроизносимую внутреннюю речь, или, иными словами, в речевое мышление.

Внутренняя речь не воспроизводится с помощью звуков, она не предназначена для других, а является средством коммуникации с самим собой в пределах собственного мозга. Внутренняя речь - это индивидуальное однонаправленное интеллектуальное действие. Однако даже при всех этих условиях, как научно ус-гановлено и доказано, в большинстве случаев (размышление над какой-либо проблемой, письмо, чтение, слушание) имеет место слабая и плохо выраженная "произносительная" активность мышц. Иногда она полностью скрыта, а иногда - вполне очевидна. Если во время внимательного переписывание чего-либо вы обратите внимание на свой язык, то обнаружите, что он слабо, еле заметно, но все же двигается. Внутренняя речь осуществляется с большой скоростью, сопоставимой со скоростью мысли, и имеет несколько уровней проявления. Чем быстрее происходит мышление, тем в меньшей степени проявляется внутренняя речь. Двигательная активность и отчетливость "произношения" напрямую связаны с темпом внутренней речи. Подобный механизм используется и для отработки вырази-гельности в современном физическом воспитании.

С появлением внутренней и внешней речи они начинают постоянно сменять друг друга. Начиная с детских лет, оба вида речевой деятельности формируются через сложный, повторяющийся бесчисленное количество раз процесс перехода одного вида речи в другой. Уровни и этапы этого процесса еще ожидают своего изучения, а вот вопросы координации мыслительной деятельности и двигательной активности органов речи, изучены достаточно хорошо. Этот факт предоставляет нам определенное поле, в пределах которого возможно выполнение исследований, связанных с высоким уровнем взаимодействия, возможно даже абсолютной координации, между мыслью и мускулатупой.

Вместе с тем, необходимо отдавать себе отчет в том, что, как бы нагляден ни был пример с внутренней и внешней речью, он все же не до конца корректен. Ведь слабые движения мышц органов речи являются лишь следствием, побочным явлением, сопровождающим активность бесформенных мыслей. В боевых же искусствах эти же еле уловимые движения являются одной из отправных точек и одним из важнейших объектов сосредоточения усилий в процессе совершенствования сознания. Вот это и есть "сознание" - единство намерения и двигательной активности в сознании; единство, представляющее собой физическую и психическую основы динамической мысли.
О сознательном восприятии двигательной активности люди, например, артисты, дикторы, певцы, вспоминают только тогда, когда они занимаются отработкой устойчивых артикуляционных навыков, с помощью специальной техники отраба-гывают нормативную дикцию и произношение. Переживание двигательной активности различной степени также возникает у изучающих иностранный язык и у людей с заболеваниями органов речи, вызывающими трудности при говорении. Таким образом, становится очевидным, что при условии тщательной тренировки и по достижении высокого уровня автоматизированности реакций двигательная ак-гивность переходит из сферы действительного сознания в подсознание и "вып-мывает" на поверхность только в случае возникновения каких-либо затруднений в продуцировании речи.
Все, что мы хотим показать, это то, что благодаря психофизической координации сознания в боевых искусствах, вся двигательная активность воспринимается мастером боевых искусств просто .как волевой акт, как прямой обмен мыслями, когда мускульная сила просто перестает быть объектом внимания.
Все это касается внешней речи, называемой так потому, что она представляет собой мысли, выражаемые вовне через звуки. Внешняя речь немыслима без моторной функции органов речи. В терминах боевых искусств она представляет собой деятельность сознания, объединяющую в единое целое сознательное восприятие и двигательную активность.

Степень координации между сознанием и двигательной активностью здесь гораздо выше, чем при выполнении физических упражнений.

Вместе с тем, если говорить о повседневной деятельности, то просто трудно себе представить все виды и весь объем двигательной активности. Ведь мы осознаем только то, что происходит обмен мыслями с помощью речи. Только иногда нам удается ощутить передачу мыслей в невербальной форме, без всякой лексики и грамматики. Подобное чувствуют мастера боевых искусств во время боя, когда происходит прямой обмен мыслями, без всякой концентрации на энергии, силе, позах и приемах.


 
Хостинг от uCoz