Принципы работы в цигун. Чжао Цзиньсян. Перевод М.М.Богачихина.  


Гармоничное единение шести сторон.Заглубление в землю и прохождение в небо. Поднимание крыльев и касание воды
Принципы работы 1.

В подготовительных движениях постановка стоп необходима, чтобы было легче
расслабить плечи и пояснично-ягодичную область; поза благоприятна для
начального движения истинной ци. Расслабленные колени позволяют расслабить
нижние конечности. Цель касания кончиком языка верхнего неба - построить
мост,объединяющий канал управления с каналом действия, чтобы циркулировала
истинная ци малого круга неба.


"Как бы улыбка, но не улыбка" - состояние сознания, которое, будучи
положительным, непосредственно воздействует на состояние тела. Так,
количество "яшмовой жидкости" (слюны) увеличивается, сердце успокаивается,
а тело расслабляется и т.д. Увеличение количества слюны в свою очередь
ведет к увеличению выделения желудочного сока, служащего для переваривания
пищи, тем самым усиливаются переваривающие функции желудка.


"Глаза смотрят по горизонтали" главным образом для закаливания мозга.
Большой мозг - высшая ступень центральной нервной системы, орган
мышления, сознания, а мозжечок управляет равновесием при движении
конечностей. Если линия взгляда поднимается вверх, то центр тяжести тела
смещается назад и ци тут же движется вверх. Если линия взгляда идет вниз,
то центр тяжести тела смещается вперед и ци тут же идет вниз. Отсюда
следует обычное требование, чтобы глаза смотрели горизонтально. Когда
это освоено, то движения становятся устойчивыми, а истинная ци
циркулирует по телу беспрепятственно. После длительных тренировок можно
не только повысить остроту зрения и слуха, но и развить сообразительность,
улучшить функции головного мозга.


Расслабление всего тела благоприятно для проходимости продольных и
поперечных каналов, что способствует циркуляции по ним истинной ци.


"Гармоничное единение шести сторон" в широком смысле подразумевает
Небо, Землю, 4 стороны света и Человека посредине их в гармоническом
единении, т.е. гармоническое единение человека с шестью направлениями
в пространстве, его пяти плотных и шести полых органов, связанных
продольными и поперечными энергетическими каналами; взаимогармонизация
внешнего и внутреннего - это внутренние 6 единений. Плечи, локти,
запястья, ягодицы, колени и щиколотки образуют 6 внешних единений.
"Гармоничное единение шести сторон" подразумевает единение человека с
шестью сторонами, например, следующее.


Руки вытягивают вперед, пальцы поднимают вверх, с мягкой силой ли
подбирают и толкают трижды, раскрывая точки "дворец труда", что ведет
к прохождению ци и гармоничному единению внутреннего и внешнего в теле,
это рассматривают как первое единение (например, если лицом обращаются
к югу, то это "взаимоединение с южным направлением". Югу среди пяти
стихий соответствует огонь, среди пяти плотных органов - сердце,
гармоничное единение с "огнем" благоприятно для сердца). Толчок -
напряжение, подбирание - расслабление.


Разведение рук в стороны образует иероглиф "I" (по-китайски -
горизонтальная черта), пальцы поднимают вверх, с мягкой силой ли
подбирают и толкают трижды (это позволяет внутренней и внешней ци тела
проходить через точки "дворец труда"), что суть второе и третье
единения ("взаимоединение с востоком и западом"; востоку среди пяти
стихий соответствует "дерево", среди пяти плотных органов - печень,
гармоничное единение с "деревом" полезно для печени; западу среди пяти
стихий соответствует "металл", среди пяти плотных органов - легкие,
гармоничное единение с "металлом" полезно для легких). Толкание -
напряжение, подбирание - расслабление.


Руки по бокам тела опускают, поворачивают центры ладоней назад и
толкают (это позволяет внутренней и внешней ци тела проходить через
точки "дворец труда"), что служит четвертым единением (взаимоединение
с севером; северу среди пяти стихий соответствует "вода", среди пяти
плотных органов - почки, гармоничное единение с "водой" полезно для почек).


Принимаемая ци пронизывает макушку, 10 пальцев переплетают и выворачивают
ладони центрами вверх, соединяются с Небом и соединяются с ян (это
позволяет внутренней и внешней ци тела проходить через "небесный ян",
точки "дворец труда" и "сто встреч"), что служит пятым единением
(взаимоединение с "небесным ян": верх - небо, а небо - ян, взаимоединение
с "небесным ян" регулирует ян в теле человека).


Поясница служит осью, голова и руки одновременно склоняют вперед -
соединяются с землей и объединяют инь (это позволяет внутренней и внешней
ци проходить через точки "дворец труда", "бьющий родник", а также
"земную инь"), таково шестое единение (единение с "земной инь": низ -
земля, земля - инь, единение с землей регулирует инь в теле человека;
одиночная инь не рождается, одиночный ян не растет, в инь есть ян, в ян
есть инь, ян и инь соединяются, порождая и взращивая тьму вещей).


Для шести единений Человек служит центром ["центру в пяти стихиях"
соответствует земля, или почва, среди пяти плотных органов - селезенка;
гармоничное единение с почвой полезно для селезенки и желудка;
селезенка - основа последующего неба, тонкие элементы пищи и питья,
получаемые селезенкой и желудком, транспортируются в 5 плотных и 6
полых внутренних органов, питают все тело, поддерживая жизнедеятельность
человека. "Человек в центре" отражает роль подвижности: только если
развивается способность человека к движению, можно гармонически
сочетаться с шестью сторонами].


Цели открытия точек и носового дыхания близки: главное - сохранение
чистого и удаление грязного, "выплевывание старого (грязной ци,
болезненной ци, т.е. того, что в китайской медицине называют
извращенной ци - сеци) и набирание нового" [безбрежной правильной ци
космоса, т.е. истинной ци, другими словами - многообразных
высокофункциональных субстанций], основная роль этого действия -
способствование циркуляции ци крови, активирование метаболизма ("изгнание
болезней и укрепление тела, продление лет и способствование долголетию"),
укрепление жизненных сил (развитие умственных способностей, функций тела).


"Левый и правый возврат ци" имеет задачу после гармоничного сочетания
тела с шестью сторонами дальше вводить безграничную ци космоса в точку
"сто встреч", проводить ее до нижнего поля пилюли и соединять с той ци,
что ходит в теле.


Роль некоторых важнейших движений следующая.


Подбирание и толкание с мягкой силой при поднимании и расправлении
крыльев (подбирание - вдыхание и набирание чистой ци, толкание -
выдыхание и выбрасывание грязной, болезненной ци). Так подбирают и
толкают, делают вдохи и выдохи, и после соединения внутреннего с
внешним истинная ци получает возможность циркулировать по меридианам.


Складывание крыльев - изменение направленности. Его задача направить
ци в 10 пальцев рук, чтобы собранная ци в процессе циркуляции
постепенно разделялась на чистую и грязную.


При изломе крыльев и сворачивании запястий кисти выбрасываются из-за
спины, пройдя подмышки, при этом грязная ци, болезненная ци,
отработанная ци выбрасываются из тела через кончики пальцев, что важно
для сохранения чистой (истинной) и удаления грязной (болезненной) ци;
пятками упираются в землю и из-за сотрясения внутренняя ци подскакивает
вверх, этим достигается сообщение верха и низа.


Роль "соединения с Небом и единения ян" и "соединения с Землей и единения
инь" следующая. Космос, Небо - ян, Земля - инь; у человека верх - ян,
низ - инь; внешнее - ян, внутреннее - инь. Принимаемая ци пронизывает
макушку, из точки "сто встреч" ци проходит в тело, и таким образом
соединяются друг с другом внутреннее и внешнее, инь и ян, инь
подравнивается - ян скрывается. Переворачивают ладони центрами вверх и
центры ладоней, обращенные к небу, соединяются с большой ци космоса,
таким образом соединяются ян тела и ян Неба, "с помощью ян (Неба)
пополняют ян (тела)".


Левое и правое расслабленное движение плечами, вытягивание вверх шейных,
грудных, поясничных позвонков служат для перемещений плеч, лопаток,
суставов и позвонков. Растягивание и расслабление суставов регулирует
канал управления. Вытягивание вверх может стимулировать подъем вверх
ян-ци, соединение с небом и единение ян, а расслабление может стимулировать
опускание инь-ци. Благодаря подниманию ян и опусканию инь (или подниманию
чистого и опусканию грязного) в теле возникает равновесие инь - ян.
Голова и руки синхронно трижды склоняются к земле, при этом центры
ладоней (превращающиеся из янских, направленных вверх, в иньские,
направленные вниз) и точки "бьющий родник" [эти точки относятся к инь,
земля - тоже инь] - две инь(тела и земли) соединяются, "с помощью инь
(земли) пополняются инь (тела)".
Основные действия методов работы, описанных в данной главе, следующие:
единение "ста встреч" с небом, единение "бьющих родников" с землей,
единение точек "дворец труда" с передним и задним, левым и правым.
Длительная тренировка позволяет естественно соединить человека с верхом
и низом, передним и задним, левым и правым, что важно для регулирования
внутренней ци, сохранения чистого и удаления грязного, гармоничного
единения инь - ян, концентрации истинной ци и дальше - для достижения
такой цели, как единение неба, земли и человека.

Принципы работы 2.


Основная задача данной части - на базе "гармоничного единения шести
сторон", описанного в первой части, сделать более проходимыми три янских
и три иньских канала рук.


В теле человека проходит 12 продольных каналов (меридианов), которые
непосредственно связаны с внутренними органами, они получили названия
по тому плотному (цзан) или полому (фу) # органу, с которым связаны.
Эти 12 меридианов различаются по инь и ян: есть 3 иньских и 3 янских
[каналы парные, симметричные, поэтому их всего 12] (они проходят на
корпусе, по рукам и по ногам). Проходящие по рукам называются "три
иньских ручных меридиана" (ручной великий инь - меридиан легких, ручной
малый инь - меридиан сердца, ручной инь в себе - меридиан перикарда, или
сердечной сумки) и три янских ручных меридиана (ручной янский свет -
меридиан толстой кишки, ручной великий ян - меридиан тонкой кишки, ручной
малый ян - меридиан трех обогревателей). Проходящие по ногам называются
"три иньских ножных меридиана" (ножной великий инь - меридиан селезенки,
ножной малый инь - меридиан почек, ножной инь в себе - меридиан печени)
и "три янских ножных меридиана" (ножной янский свет - меридиан желудка,
ножной великий ян - меридиан мочевого пузыря и ножной малый ян - меридиан
желчного пузыря).


Сеть продольных и поперечных каналов связывает 5 плотных и 6 полых
внутренних органов, 5 "чиновников" (органов чувств) и 9 отверстий, 4
конечности и 100 костей; в теле нет места, где их не было бы. Закалка
по приведенной в данной главе методике может очень благотворно действовать
на их проходимость. Вот примеры.


Когда "поднимают крылья", то руки поднимают вперед, пальцы слегка
сгибают, точки "дворец труда" смотрят друг на друга, при этом выпускаемая
ци взаимосоединяется, образуя шар. Это позволяет больше раскрыть точки
"дворец труда", усилить потоки внешней и внутренней ци, интенсифицировать
циркуляцию ци-крови.


Когда выполняют упражнение "пронизывающие руки", осью служит точка
"большой позвонок" (дачжуй) # , лежащая на заднесрединном меридиане;
плечами приводят в движение руки, имитируя форму дракона, колебля
позвонки и расслабленно двигая суставами, что принуждает ци идти вверх,
непосредственно ударяя в точку "немые ворота" (ямэнь) # и заставу
"яшмовая подушка" (юйчэнь). При этом ци, собранная в плечах и руках,
направляется в пальцы рук и живот, пронизывая 3 ручных янских меридиана.


"Пальцы - красная макушка", соединение среднего и указательного пальцев
ведет к соединению духа-шэнь сердца (средний палец относится к духу-шэнь
плотного внутреннего органа - сердца) с внутренним органом - селезенкой
(к ней относится указательный палец), что может улучшить пищеварительные
функции, а также играет роль регулирования духа-шэнь и способствует
пробиванию заставы "яшмовая подушка", улучшению функций мозга.


"Наблюдение неба" может играть следующую роль: в коренном инь - временный
ян (в коренном инь скрытый ян), взаимообмен инь - ян, в инь ищи ян, в ян
ищи инь, инь и ян регулируются гармонично (3 иньских ручных меридиана
распределяются по внутренней стороне верхних конечностей, относятся к
внутреннему. Циркуляция истинной ци начинается в груди и идет к кистям.
3 янских ручных меридиана распределяются по внешней стороне верхних
конечностей, относятся к внешнему, циркуляция истинной ци начинается с
кистей, идет к голове). Разведение рук и раскрытие груди позволяют
полностью переместить ци-кровь пяти плотных внутренних органов - сердца,
печени, легких, селезенки и почек и шести полых внутренних органов -
желчного пузыря, желудка, толстой кишки, тонкой кишки, трех обогревателей,
мочевого пузыря, тем самым соединив их с помощью каналов для прохождения
и циркуляции. В этом упражнении растягиваются и колеблются различные
части стоп, ног, ягодицы, поясницы, живота, груди, шеи, лица, головы, рук,
кистей, что позволяет привести в движение истинную ци, атакующую
болезненные очаги, сделать проходимыми каналы [китайская медицина считает:
"ци - командир крови, кровь - мать ци"; "ци идет - кровь идет, ци
застоялась - у крови застой"; "болезнь - из-за непрохождения,
прохождение - отсутствие болезней"; "ци и кровь согласованно ходят, раз
прохождение не имеет преград, можно отрегулировать инь и ян, достичь
цели - изгнания болезней и укрепления тела"]. Упражнения "Наблюдение
неба" и "обнимание шара" относятся к напряжению, а "соединение крыльев"
и "переворачивание ладоней" - к расслаблению. Такое напряжение -
расслабление позволяет пробить каналы, способствовать более активной
циркуляции ци и крови. Поскольку 5 плотных и 6 полых органов получают
подпитку, жизненная активность человека также укрепляется.


"Собирание ци и введение в грудь" представляет собой собирание в тело
той ци, которая находится на тренировочной площадке.


"Вождение шеей" и "качание головой" - подражание движениям журавля шеей
и головой вперед и назад, наклонам влево и вправо. Их основная цель -
подвигать головой, шеей, позвоночником и пробить каналы управления и
действия. Журавль имеет характер в основном спокойный, выполняя движения,
нужно проявлять характер священного журавля (умиротворенность, спокойствие,
мягкость, гибкость).


"Клюют вперед и подбирают назад": при "клевании вперед" необходимо
расслабление, должен главенствовать покой, при этом ци из переднесрединного
канала действия опускается вниз. При подбирании назад необходимо
напряжение, при этом янская ци канала управления поднимается вверх. Так
поочередными движениями выправляются два канала - управления и действия.
Используются подъем ян и опускание инь, при этом постепенно создается
малый цикл неба. Обычно при хронических заболеваниях в этом случае
начинается улучшение.


Чтобы пройти цикл неба, нужно пройти 6 слоев (кожа, мышцы, суставы, каналы,
плотные органы), и только прохождение всех шести слоев можно считать
полным прохождением. При краткосрочной тренировке состояние больного
обычно только улучшается, излечиться очень трудно. Когда проходят до
2-3-го слоя, остаются очаги болезни, подвергающиеся ударам ци (как бы
возкикают рецидивы старой болезни, которые однако раз от разу становятся
все легче и короче вплоть до полного выздоровления).


В этот период нужно упорно тренироваться, иначе предыдущие усилия
окажутся бесполезными. Доведя тренировки до определенного уровня, когда
будет пройдена точка "сто встреч", возникает такое явление, как
"ползающие мурашки" или что-то подобное, а у некоторых проявляется
срединный канал, идущий от "ста встреч" до "встречи инь" - все это
нормально. Пусть они протекают естественно, не следует их стимулировать.


После того как станут проходимыми канал управления и канал действия,
может пробиться и пронизывающий канал (чунмай). # Кроме того, клевание
вперед и подбирание назад приводят в движение позвонки, что оказывает
прямое стимулирующее действие на точку "большой позвонок". Поскольку
эта точка - место соединения трех янских каналов рук и ног с каналом
управления, можно втянуть чистый ян вверх.


"Качание головой" - не просто качание влево - вправо, оно должно
сопровождаться активной радостью и воодушевлением. Сознание помещают в
обе точки "чэнлин" и в область копчика, все тело расслабляют, наклоняют
влево, наклоняют вправо, наверху "поддерживают небо" (вытягивают вверх
позвоночник), и при втягивании головы расслабленно двигают позвонками,
что позволяет истинной ци подняться вверх по позвоночному столбу, шее и
голове, рисуя S-образную линию, # и соединиться с небесным ян.


Эти движения в основном активизируют позвонки и суставы шеи, благодаря
самовытягиванию предупреждаются заболевания в шейном отделе позвоночника.


"Расслабление поясницы и вращение ягодицами" требуют расслабления в
суставах и в ягодичных мышцах. Вращательные движения тазом позволяют
активизировать органы этой области, мочевой пузырь, прямую кишку, тонкую
кишку, укрепить их физиологические функции и жизненную силу нижнего поля
пилюли. Это движение также играет активирующую роль для поясницы и ягодиц
и копчика. Поясница - главный министр в движениях верхней и нижней половины
тела. Расслабление поясничной части - ключ к расслаблению всего тела, а
также важнейшее звено для проходимости опоясывающего канала (даймай). #
Поясница - непременный путь прохождения канала управления. Движение и
расслабление поясницы и ягодиц - важный способ, обеспечивающий прохождение
истинной ци сверху донизу по всему телу. Движения копчика позволяют
привести в движение истинную ци, поднимающуюся вверх по каналу управления,
чтобы "перемещением воспроизводящей энергии подпитывать мозг". Это
способствует развитию головного мозга, укрепляет разум человека, развивает
скрытые возможности тела.


Вращение коленями позволяет сделать проходимыми три сустава нижних
конечностей (бедренный, коленный, голеностопный). Подвижность этих трех
суставов позволяет укрепить почки и противостоять старению. У человека
старше 50 лет функции внутренних органов начинают ослабевать, и ци почек
также начинает слабеть. Почки властвуют над костями. Кости ног постепенно
старятся, ходьба перестает быть легкой и здоровой, поэтому говорят:
"Человек стареет - первыми стареют ноги". Согласно китайской медицине
"каналы и сосуды, по которым проходят ци и кровь, питают инь и ян,
увлажняют связки и кости, благоприятствуют суставам". Постоянная
деятельность суставов нижней части тела способствует проходимости
продольных и поперечных каналов, циркуляции ци-крови, подвижности суставов,
походка становится энергичной, легкой и здоровой, а на артриты и тому
подобные заболевания оказывается лечебное воздействие.


Подвижность суставов нижних конечностей оказывает определенное воздействие
на 3 иньских и 3 янских ножных канала, а также на относящиеся к "восьми
чудесным" каналам иньский и янский связующие (поддерживающие) каналы
(вэймай), # иньский и янский пяточные каналы (цзяомай). # Китайская
медицина считает, что "каналы - центры жизни и смерти, местонахождение
ста болезней, (они) регулируют пустое и полное, должны быть проходимыми".


Янский пяточный канал главенствует над ян левой и правой половины тела,
а иньский пяточный - над инь левой и правой половины тела. В то же время
они еще увлажняют и подпитывают глаза, управляют открыванием и закрыванием
век и движением нижних конечностей. Когда заболевает иньский пяточный
канал, движения мышц наружной стороны конечностей замедляются, а
внутренней стороны ускоряются, болит горло, клонит в сон. Когда заболевает
янский пяточный канал, движения мышц внутренней стороны конечностей
замедляются, а наружной ускоряются, возникают помешательство, бессонница,
покраснение и боль в глазах.


Иньский связующий (поддерживающий) канал связывает 3 иньских меридиана,
а янский связующий (поддерживающий) - 3 янских. Когда заболевает иньский
связующий канал, обычно возникают боли в груди, в сердце, в желудке и
других органах, а когда заболевает янский связующий канал, то страдают
перемежающимся жаром, ознобом и пр.


Если проходимы 3 иньских и 3 янских меридиана ног и указанные 4 чудесных
канала, то можно отрегулировать инь - ян в теле, опустить вниз болезненную,
грязную ци, излечить болезни и оздоровить тело. Проходимость этих
нескольких каналов позволяет вылечить плохое пищеварение, устранить
распирающие ощущения в области груди и живота, психическую неустойчивость,
судороги, заторможенность движений, а также некоторые женские болезни.


Когда ци проходит заставы, то "коленная застава" относится к важнейшим
[преграды на пути ци назыавют "заставами" (гуань), это суставы и
некоторые БАТ]. Под "коленной заставой" здесь понимается, во-первых,
точка "коленная застава" (сигуань, находится с внутренней стороны
коленного сустава, под точкой "кривой источник" - цюйцюань, над точкой
"среднее управление" - чжунду), # а во-вторых, зона коленного сустава.
В этой зоне - путь непременного прохождения трех иньских и трех янских
каналов ног, а также иньского и янского связующего и иньского и янского
пяточного каналов. Проходимость этой заставы играет крайне важную роль
для регулирования инь - ян во всем теле, для лечения болезней и
оздоровления.


Основное значение трех подъемов и трех приседаний - в расправлении
суставов и активизации поперечных каналов (ло). Приседание представляет
собой концентрацию ци в зоне коленных суставов, оно усиливает ударную
силу ци-крови в коленях. Подъем представляет собой прохождение
сконцентрированной в коленях ци через заставу. Встают и приседают - и "ци
проходит заставу", указанные каналы становятся проходимыми. Как
наклоненный тазик после большого дождя, как стекание горных потоков,
следуя за мыслью, ци проходит в точку "бьющий родник" вплоть до подошвы
и пальцев ног, и инь соединяется с землей. Одновременно с тем, что
большая часть ци прямо ударяет в точку "бьющий родник", некоторая часть
ян-ци наверху ударяет в точку "сто встреч", что оказывает явное воздействие
на раскрытие этой точки.


При приседании кисти сворачиваются внутрь, большие пальцы закрывают точки
"море крови" (сюэхай, которые расположены на канале селезенки, большой
палец - один из участков, где проходит канал легких, легкие главенствуют
над ци всего тела), канал селезенки получает подпитку от ци легких, при
этом усиливаются функции переработки в селезенке и желудке, повышается
аппетит, и болезни пищеварительной системы могут быстро пройти.


Если страдают болезнями печени, то эти болезни передаются селезенке
(если говорить о связях порождения - преодоления пяти стихий, то когда
ци "дерева" склонна "возгордиться", а "металл" к тому же не в состоянии
преодолевать "дерево", то "дереву" легко оседлать "почву") ["дерево"
(печень) подавляет "почву" (селезенку), а "металл" (легкие) - "дерево"],
таким образом "дерево оседлывает почву". Если меридиан селезенки получает
подпитку от ци легких, то функции селезенки и желудка улучшаются, а
болезни, тормозящие работу печени, подавляются. Это называют "помогать
почве подавлять дерево". Затем "методом очищения печени" [метод описан в
начале части седьмой] производят освобождение этого органа от "шлаков",
что полезно для излечения болезней печени.


Повторяя подобную закалку, соединяют послойно все тело - верх и низ,
внутреннее и внешнее, ци и кровь начинают циркулировать беспрепятственно.
Так можно повысить сопротивляемость заболеваниям, излечить болезни,
оздоровить тело.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Принципы работы в цигун. Чжао Цзиньсян. Перевод М.М.Богачихина. Часть 2.
Напишите мне


 
Хостинг от uCoz