Принципы работы в цигун. Чжао Цзиньсян. Перевод М.М.Богачихина. Часть 2.  


Принципы работы 4.


Главная задача методов работы данной главы - дальнейшая прочистка
продольных и поперечных каналов верхних и нижних конечностей, закаливание
точки "ворота жизни" в поясничной области (включая почки) с целью
добавить истинную ци в тело, стимулировать циркуляцию ци и крови по
каналам, укрепить жизнедеятельность.


Продольные и поперечные каналы (цзинло) - пути движения истинной ци,
которая в них циркулирует, не зная отдыха, ходит туда-сюда и питает все
тело.


Меридианальные точки (БАТ) - зоны относительной активности истинной ци
на каналах. Когда мастерство (гунфу) достигнет определенного уровня,
каждая такая точка всего тела превращается в поле пилюли; можно
"потянув за одно, двинуть все тело". Если каналы сравнить с сетями связи,
то БАТ - их главные переключатели. В теле человека, кроме 12 продольных
меридианов (цзин) и 8 чудесных, есть еще множество поперечных каналов
(ломай) и "внучатых" (побочных) каналов. БАТ еще больше: только на путях
циркуляции продольных и поперечных каналов находится 361 БАТ. Кроме того,
есть еще 588 внемеридианальных чудесных БАТ, всего 949 БАТ.


Непрерывная проходимость продольных и поперечных каналов едина с
открыванием и закрыванием точки. Если точка особенно важная, стала
проходимой, это может оказывать непосредственное стимулирующее влияние
на ток истинной ци. Наоборот, если точка закупорена и непроходима, то
канал, на котором она находится, проходим с большим трудом, что может
отрицательно влиять на циркуляцию ци-крови.


Каждая БАТ - отверстие в теле, как глаза, уши, ноздри, рот, два инь #
(глаза могут смотреть, уши - слушать, нос - обонять, два инь главенствуют
над выбросами), но роль БАТ несколько отличается от роли этих девяти
полостей. После того как точки становятся проходимыми, можно соединить
поля ци внутри и вне тела. Это позволяет удалить из внутренних органов
болезненную и отработанную ци, и впитать необходимую человеку полезную ци
в тело, а также превратить в энергию, пополняющую и питающую весь
организм. Открывание и закрывание БАТ ускоряет обмен веществ организма
с окружающей средой ("выплевывание старого и набирание нового"), при
этом интенсифицируется ток истинной ци и крови в теле. Когда истинная ци
циркулирует без остановки - жизненность самоукрепляется без отдыха.
Если истинная ци истощается, то и жизнь завершается. Отсюда видна
исключительная важность пополнения истинной ци.


БАТ, кроме того, - окна для передачи информации. Путем цигун-тренировки
они открываются, после чего могут развиваться потенциальные возможности
тела, создаются условия для научного раскрытия тайны жизни.


Важнейшие движения, приведенные в данной главе, имеют следующее значение.


Способы работы здесь имитируют главным образом движения священного
журавля. В полете его поза развернутая, гибкая, легкая, мягкая древние
называли ее паряще-плавающей. Завершив тренировку по методике данной
главы, можно почувствовать душевную радость, телесную легкость. Это
еще одна изюминка в методах работы стиля "парящий журавль".


"Поднимание крыльев и касание воды" и "разворачивание крыльев и касание
воды" предназначены для закалки плеч, локтей, запястий, поясницы, а
также ягодиц, коленей, щиколоток, чтобы продольные и поперечные каналы
всего тела стали проходимыми. Плечами ведут движения рук, поясницей
ведут движение всего тела при "касании воды" - здесь главную роль играют
точки "большой позвонок", "дворец труда", "ворота жизни" и "бьющий
родник".


Точка "большой позвонок" - место сбора трех ручных и ножных янских
меридианов и канала управления. Она, помимо самостоятельного открывания
и закрывания дыхания, может также способствовать свободной проходимости
канала управления, трех ручных и ножных янских меридианов, регулирует
внутреннюю ци, ведет чистый ян к подъему, раскрывает точку "сто встреч",
играет стимулирующую роль для циркуляции ци-крови по малому циклу неба.


Движение "касания воды"может способствовать выдохам и вдохам точки
"дворец труда". Опускание с касанием - выдох, подъем - вдох, выдох
следует за вдохом, способствуя соединению внутренней и внешней ци, играет
роль в обмене потоков внутреннего и внешнего, в сохранении чистого и
удалении грязного.


Движение "касания воды" - главный министр для поясницы: поясничная область
то расслабляется, то напрягается, способствуя прочистке точки "ворота
жизни". При династии Мин в книге "Полная книга Цзин Юэ" ("Цзин юэ цюань
шу") # Чжан Цзебин указывал:"Ворота жизни" - корень изначальной ци,
жилище воды и огня, иньская ци пяти плотных органов без нее не может
расти, янская ци пяти плотных органов без нее не может развиваться".
Он считал, что функции этой точки двусторонние: она действует на ян почек-
ян и инь почек-инь. Почки имеют функции хранения воспризводящей энергии
(цзин), главенствуют над водой, костями, порождают костный мозг, их
процветание - в развитии, поэтому их называют источником жизни, основой
прежнего неба. Полнота ци почек может способствовать пополнению силы
воспроизводящей энергии, подвижности ума, усилению памяти, сила мысли
получает развитие. Почки также являются "чиновником, создающим прочность":
когда ци почек в полноте, то суставы и кости становятся прочными и
здоровыми, движения - легкими и быстрыми, шаги - устойчивыми и здоровыми;
таковы наиболее часто наблюдаемые эффекты тренировок. Кроме того,
заболевания костей, зубов, а также шейного, грудного и поясничного
отделов позвоночника могут быстро пройти. Такие болезни, как сердцебиение,
вызванное несвязанностью сердца с почками, потеря сна, сперматорея,
недержание мочи, также могут получить излечение.


Поднимание крыльев и касание воды
"Поднимание крыльев и касание воды" и "разворачивание крыльев и касание
воды" предназначены для закалки плеч, локтей, запястий, поясницы, а
также ягодиц, коленей, щиколоток, чтобы продольные и поперечные каналы
всего тела стали проходимыми. Плечами ведут движения рук, поясницей
ведут движение всего тела при "касании воды" - здесь главную роль играют
точки "большой позвонок", "дворец труда", "ворота жизни" и "бьющий
родник".


Точка "большой позвонок" - место сбора трех ручных и ножных янских
меридианов и канала управления. Она, помимо самостоятельного открывания
и закрывания дыхания, может также способствовать свободной проходимости
канала управления, трех ручных и ножных янских меридианов, регулирует
внутреннюю ци, ведет чистый ян к подъему, раскрывает точку "сто встреч",
играет стимулирующую роль для циркуляции ци-крови по малому циклу неба.


Движение "касания воды"может способствовать выдохам и вдохам точки
"дворец труда". Опускание с касанием - выдох, подъем - вдох, выдох
следует за вдохом, способствуя соединению внутренней и внешней ци, играет
роль в обмене потоков внутреннего и внешнего, в сохранении чистого и
удалении грязного.


Движение "касания воды" - главный министр для поясницы: поясничная область
то расслабляется, то напрягается, способствуя прочистке точки "ворота
жизни". При династии Мин в книге "Полная книга Цзин Юэ" ("Цзин юэ цюань
шу") # Чжан Цзебин указывал: "Ворота жизни" - корень изначальной ци,
жилище воды и огня, иньская ци пяти плотных органов без нее не может
расти, янская ци пяти плотных органов без нее не может развиваться".
Он считал, что функции этой точки двусторонние: она действует на ян почек-
ян и инь почек-инь. Почки имеют функции хранения воспризводящей энергии
(цзин), главенствуют над водой, костями, порождают костный мозг, их
процветание - в развитии, поэтому их называют источником жизни, основой
прежнего неба. Полнота ци почек может способствовать пополнению силы
воспроизводящей энергии, подвижности ума, усилению памяти, сила мысли
получает развитие. Почки также являются "чиновником, создающим прочность":
когда ци почек в полноте, то суставы и кости становятся прочными и
здоровыми, движения - легкими и быстрыми, шаги - устойчивыми и здоровыми;
таковы наиболее часто наблюдаемые эффекты тренировок. Кроме того,
заболевания костей, зубов, а также шейного, грудного и поясничного
отделов позвоночника могут быстро пройти. Такие болезни, как сердцебиение,
вызванное несвязанностью сердца с почками, потеря сна, сперматорея,
недержание мочи, также могут получить излечение.


Чэнь Шидо в книге "Тайные записки каменной комнаты" (Ши ши би лу") писал:
"Сердце получает ворота жизни - то свет духа-шэнь приобретает
хозяина, от которого исходит изначальная способность пользоваться
предметами; печень получает ворота жизни - и обдумывает думы; желчный
пузырь получает ворота жизни - и приобретает решительность и
категоричность; желудок получает ворота жизни - и может приобретать;
селезенка получает ворота жизни - и может передавать; легкие получают
ворота жизни - и управляют звеньями; толстая кишка получает ворота жизни -
и ведет, передавая; тонкая кишка получает ворота жизни - и распределяет
преобразования; почки получают ворота жизни - и создают прочность; три
обогревателя получают ворота жизни - и отвергают скверну; мочевой пузырь
получает ворота жизни - и собирает - сохраняет" [подобный текст,
написанный на древнем языке, требует следующих комментариев:]. #
Здесь четко сказано о тесной связи "ворот жизни" с 5 плотными и 6 полыми
органами.


Точку "ворота жизни" также называют "хозяином двенадцати меридианов".
Помимо того, что она сама открывает и закрывает дыхание, она также
управляет основными меридианами верха и низа тела. Если точка "ворота
жизни" проходима (для энергии ци), только тогда во всем теле, вверху и
внизу, основные меридианы могут последовательно стать проходимыми.


Таким образом, "касание воды" играет активную роль для открывания точки
"ворота жизни", что способствует циркуляции ци и крови по всему телу,
усилению функций внутренних органов, а также оздоровлению и излечению
болезней.


"Бьющий родник" - тоже важные точки, они служат для обмена ци внутри и вне
тела и для удаления грязной ци. Движения вверх - вниз в процессе "касания
воды" (при этом сознание концентрируют в точках "бьющий родник")
способствует соединению этих точек с земной инь. При этом больная и
грязная ци уходят из тела. В "Трактате о внутреннем" сказано: "Вдыхают
небесный ян - питают ци, поют # земную инь - питают кровь". Путем
указанных движений соединяет Небо, Землю и Человека, регулируют инь - ян в
человеке, добиваются единства внутреннего и внешнего.

Принципы работы 5.


"Хаотический" - значит относящийся к первозданному хаосу. По традиционному
учению [многих народов] перед формированием космоса, т.е. до того как
разделились Небо и Земля, было так, что великое не отличалось от
ничтожного, все виделось мутным.


"Первоначало" - исходное начало, ци которого есть ци Великой Пустоты.
Великая Пустота - это Великий Предел, основа Великого Предела -
Беспредельное, поэтому говорят: Великая Пустота. Великий Предел - начало
тьмы вещей.


Все события и предметы в мире находятся в противоречиях инь - ян,
определяющих порождения и превращения. Это относится и к телу человека,
соответствующему маленькому "космосу" (микрокосму). Только тренировкой
в соответствии с естественными законами и неуклонного им следования
можно добиться таких эффектов, как открытие восьми сторон [восемь сторон -
4 стороны света и 4 промежуточных направления], проходимость продольных
и поперечных каналов, гармоничная отрегулированность инь - ян. Ибо тогда
истинная ци всего тела - верха и низа, пяти плотных и шести полых
внутренних органов хаотически смешается воедино (т.е. хаотическое
первоначало вернется к единому).


Работа в данной главе в основном разделяется на 4 части: "влево и вправо
смещаются прямо", "стопы вращают инь - ян", "хаотическое первоначало
возвращается к единому" и "двойное вращение ци".


Упражнение "влево и вправо смещаются прямо" базируется на динамической
работе предыдущих четырех глав, особенно на упражнениях "гармоническое
единение шести сторон" и "заглубление в Землю, прохождение в Небо".
Вращательными движениями формируют тело, оздоравливают позвоночник,
делают проходимыми точки "большой позвонок" и "ворота жизни" и меридианы
верхних конечностей, способствуют циркуляции ци и крови по малому циклу
Неба. Одна кисть подсоединяется к небесному ян, другая прикрывает "ворота
жизни". Получаемый небесный ян передается в точку "ворота жизни", пополняя
энергией канал управления [на котором находится эта точка]. Таким образом
укрепляют функции почек и активность нижнего поля пилюли. Это движение
заставляет ци верхней половины тела смешаться воедино, создавая хорошую
подготовку к возвращению хаотического первоначала к единому во всем теле.


Упражнение "стопы вращают инь - ян" базируется на упражнении двух глав:
"голова журавля пронизывает заставы" и "священный журавль касается воды",
при этом больше прочищают меридианальные каналы нижних конечностей.
Поднимание колена ( нога расслабляется), пинание стопой и оттягивание
подъема стопы (нога вытягивается с напряжением вперед наружу) - здесь
расслабление сменяется напряжением, что ведет к прочищению трех янских
каналов ног. В движениях, когда голень подбирают внутрь, носок стопы
вздергивают вверх (ногу расслабляют), толкают пяткой (нога вытягивается
с напряжением назад внутрь) - расслабление сменяет напряжение, что
прочищает три иньских канала ног. Голеностопный сустав принимают за ось,
носком стопы рисуют кружок внутрь и наружу, двигают голеностопным
суставом - это движение служит главным образом для регулирования трех
иньских и трех янских каналов ног, оказывает прочищающее действие на
иньские и янские связующие и пяточные каналы. Данное движение приводит в
хаотическое состояние ци нижней половины тела, служа хорошей подготовкой
возвращения к единому хаотического первоначала для всего тела.


Движение "хаотическое первоначало возвращается к единому" охватывает все
тело (верхние и нижние конечности, позвоночник - все движется туда-сюда,
скручиваясь, рисуя окружности). Каждый сустав тела растягивается и
расслабляется, движения естественные, мягкие, спокойные, округлые. Мысль,
ци и форма едины, что заставляет ци всего тела смешаться в единый
конгломерат. Каждое предыдущее движение оказывало специфическое
закаливающее воздействие на отдельные зоны тела, а упражнения данной
главы имеют комплексный характер и относятся ко всему телу. Поскольку
на отдельные зоны тела оказывалось специфическое закаливающее воздействие,
каждое предыдущее движение заставляло ци и кровь также по-разному
циркулировать в разных частях тела. Движения, описанные в данной главе,
ведут ци и кровь всего тела к выравниванию (равновесию инь - ян), к
смешению в едином теле, к единству верха и низа, к единству внутреннего и
внешнего, к единству поверхностного и нижележащего, т.е. "хаотическое
первоначало возвращается к единому".


"Двойной возврат ци" относится к "собирающей работе". Когда завершают
"возвращение хаотического первоначала к единому", не только улучшается
протекание ци-крови по всему телу, но и вокруг тела формируется
определенное "поле ци" (поле энергии человеческого тела). "Двойной
возврат ци" предназначен для собирания в теле той ци, что находится вне
тела, и ее сохранения в поле пилюли.


Про движения, описанные во всех пяти главах, можно сказать: "снаружи
тренируют суставы, кости, кожу; внутри тренируют воспроизводящую,
жизненную, и духовную энергию (цзин, ци и шэнь). Они приводят в движение
каждый сустав всего тела (от головы до стоп), делают проходимой каждую
БАТ, каждый продольный и поперечный канал, закаливают 5 плотных и 4
полых органа, 4 конечности и 100 костей, кожу, мышцы и суставы, пополняют
истинной ци тело, добавляют энергии, стимулируют циркуляцию ци и крови,
улучшают функции организма. При длительной постоянной закалке можно не
только укрепить тело и излечить болезни, но и продлить жизнь, "обратить
вспять старость, вернуть юность".


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Принципы работы в цигун. Чжао Цзиньсян. Перевод М.М.Богачихина. Часть 1.
Принципы работы в цигун. Чжао Цзиньсян. Перевод М.М.Богачихина. Часть 3.
Напишите мне


 
Хостинг от uCoz