Как совершенствовать Ци и внутреннюю силу.  


Как циркулирует Ци.
«Ци» (Чи) – это био-энергия, которая формируется при соединении нашей жизненной сущности с вдыхаемым воздухом и поступающими из пищи питательными веществами. Ци есть во всех частях тела, но обычно она не очень активна. Когда мы практикуем Тайцзи-цюань, Ци активизируется и энергично циркулирует по энергетическим каналам тела. В этом случае, это может легко почувствовать сам практикующий, а также могут заметить наблюдающие.
В человеческом теле существует четырнадцать главных энергетических каналов (цзин-май), два из которых могут быть легко идентифицированы. Один называется Управляющий меридиан (Ду-май), который начинается от копчика, идет прямо вверх вдоль позвоночника к макушке головы и направляется вперед, опускаясь по центральной линии лица к верхней губе. Другой называется Воспринимающий меридиан (Жэнь-май), который начинается у основания низа живота и идет прямо вверх вдоль центральной линии передней стороны тела, проходя горло и заканчиваясь под нижней губой. Итак, два меридиана – один на передней, а другой на задней стороне тела – образуют круг в середине тела. Большинству практикующих Тайцзи и Ци-гун (дыхательные упражнения) нравится создавать циркуляцию Ци по этим двум энергетическим каналам. Когда Ци движется по кругу по этим двум меридианам, то говорят, что завершён «малый круг».
Некоторые из остальных двенадцати меридианов начинаются в пальцах рук и ног и проходят через мышцы рук и ног в тело, а другие начинаются в теле (сердце, легкие и др.) и идут в руки и ноги. Шесть из них находятся в руках: три на внутренней стороне (которая ближе к телу) и три на внешней. Другие шесть каналов находятся в ногах. (Также три на внутренней и три на внешней стороне.) Нам не нужно знать точное расположение этих двенадцати энергетических каналов, но если мы знаем, что они находятся на обеих сторонах рук и ног, то это несомненно будет нам помогать.
Три основных фактора, способствующих циркуляции Ци. Один из них – это приведение тела в положение для течения Ци, а другие – это расслабиться и сконцентрироваться. Например, во время выполнения формы Тайцзи, если мы сохраняем вертикальное положение корпуса, расслабляем грудную клетку (а также заставляем ребра опуститься), и бросаем плечи, то тогда Ци опустится в Дань-тянь – небольшую область в нижней части живота. О любом, кто практикует Тайцзицюань и может заставить Ци опуститься в Дань-тянь, можно сказать, что он сделал небольшое достижение в направлении изучения Тайцзицюань. Обычно на это уходит один или два года (если практиковать один час в день). И, что более важно, вскоре последует нечто лучше этого.
После опускания Ци в Дань-тянь, будет нетрудно продолжить её путь вниз к копчику. Важно не втягивать ягодицы сознательно, как это делают многие практикующие, потому что такое действие может затруднить опускание Ци в Дань-тянь. Просто оставьте ягодицы в их естественном положении, раскрепостите и погрузите поясницу (поясничный отдел позвоночника), а Ци сама найдет свой путь к копчику. Как только Ци дойдет до копчика, то копчик вместе с ягодицами автоматически втянется, производя сильный электрический «ток», который выстрелит как молния прямо вверх в макушку головы. (Вытягивание вверх макушки головы также очень важно, если мы хотим достичь этого.) Затем, если мы расслабим грудную клетку, бросим плечи и сосредоточимся на Дань-тяне, Ци вернется в Дань-тянь, чтобы завершить малый круг (или круги). Этот опыт я испытал много лет назад, когда я выполнял в одиночку движения Толкающих рук. Это было не поддающееся описанию, но комфортное ощущение, которое тогда привело меня в восторг. Сейчас это часто случается, когда я практикую форму, а когда я практикую Стояние столбом, Ци движется в моем теле как волны.
После того, как Ци доходит до копчика, у неё нет необходимости идти только вверх; вместо этого она может пойти вниз к стопам и затем обратно вверх, частично к макушке головы, и частично к рукам, перед тем как возвратиться в Дань-тянь. Это называется выполнение «большого круга». (Достичь этого поможет сгибание коленей и тазобедренных суставов.)
Несомненно, наш разум также играет важную роль в создании циркуляции Ци. В классике Тайцзи сказано: «Синь (разум) мобилизует Ци (энергию)». Но здесь не говорится как. Если мы попытаемся двигать Ци нашим разумом или постоянно думать, как Ци движется по телу, всё тело станет напряженным, и Ци остановится, вместо того, чтобы свободно течь. Правильный способ создания потока Ци – это быть расслабленным и сконцентрироваться на правильном выполнении движений. Можно думать о том, куда вы хотите направить Ци – в Дань-тянь или в Бай-хуэй (точка на макушке головы). Но не заставляйте Ци двигаться вместе с мыслью.


Как движется Цзин.
Ян Чэн-фу, мастер 3-го поколения семьи Ян, сказал: «Тайцзицюань – это боевое искусство, у которого в мягкости есть твёрдое, как обёрнутое ватой железо». Железо в Тайцзицюань – это его внутренняя сила, которая достигается правильными и усердными тренировками. Для начала, давайте выясним, что такое внутренняя сила. Внутренняя сила очень похожа на обычную силу. Основное отличие состоит в том, что внутренняя сила движется главным образом в суставах и костях, и от стоп к коленям, бедрам, позвоночнику, локтям и кистям. Это сила всего тела, и поэтому она сильнее, чем обычная сила, и может проникнуть глубже и вызвать внутреннее повреждение. Развитие и движение внутренней силы включает «Сун», выравнивание костей и суставов, скручивание ног и поясницы, и перенос веса тела. Но прежде всего мы должны знать путь внутренней силы.
Путь внутренней силы
Относительно пути внутренней силы существуют различные теории. Большинство практикующих внутренние стили полагают, что внутренняя сила начинается в Дань-тяне. Известный мастер стиля Чэнь – Ма Хун говорил «Фа-цзин (выброс силы) должен зарождаться и выполняться из Дань-тяня и поясницы». Но в классике Тайцзи говорится: «Цзин коренится в стопах, высвобождается через ноги, управляется поясницей, и проявляется через пальцы». Эти два утверждения могут показаться противоречивыми, но на самом деле они взаимодополняющие.
Действительно, внутренняя сила зарождается в Дань-тяне. Если мы по-настоящему расслаблены, наша Цзин (внутренняя сила), которая исходит из Дань-тяня, опустится к стопам и пойдет вверх по пути, описанному в классике Тайцзи. Итак, две теории дополняют друг друга, так как одна рассказывает нам о происхождении внутренней силы, а другая описывает как Цзин, после прибытия в стопы из Дань-тяня, движется от стоп к рукам. Когда мы быстро высвобождаем силу (например, быстрые удары кулаками), сила может идти прямо из Дань-тяня к рукам и наружу. В этом случае сила разделяется на две части. Одна часть будет двигаться вниз к стопам, а другая будет использовать эту силу (которая движется вниз), чтобы пойти в руки. Две силы в действительности являются одной, в точности так, как говорил Чэнь Синь, мастер 16-го поколения семьи Чэнь: «Она разделена на две, но они всё ещё являются одной единой силой».
«Сун»
Для того чтобы внутренняя сила двигалась из Дань-тяня вниз к стопам, мы, прежде всего, должны быть «Сун». «Сун» означает абсолютное расслабление разума и тела, и, что более важно, раскрепощение всех суставов тела, особенно плечевых и тазобедренных суставов. Только через «Сун» вы сможете заставить Ци и Цзин опуститься в стопы, и тем самым достичь того, о чём в классике Тайцзи говорится: «Цзин коренится в ногах».
У меня происходит следующее: чем больше я «Сун», тем больше силы я собираю в стопах. Эта сила продолжает двигаться вниз в землю, и это дает мне ощущение, что я хорошо и по-настоящему укоренен или закреплен на земле. Когда эта внутренняя сила движется вверх от стоп и проходит по маршруту, описанному в классике Тайцзи, к рукам, она более мощная, чем обычная сила. «Сун» собирает и производит внутреннюю силу. Без «Сун» не будет никакой внутренней силы. Тогда нам придется полагаться только на внешнюю силу.
Выравнивание костей и суставов
Так как внутренняя сила движется от кости к кости, все кости в теле должны быть выровнены правильно, одна над другой. Чэнь Синь говорил: «Кости должны быть выровнены (и соединены) правильно; иначе у вас не будет силы». Если вы «Сун», то задание по выравниванию костей не будет сложным. Начните с сохранения корпуса в вертикальном положении. Тяните макушку головы вверх и позвольте позвонкам шеи и спины расположиться друг на друге, и вы решите задачу выравнивания корпуса. Выравнивание корпуса с ногами требует, чтобы мы погрузили поясницу (согнули колени и тазобедренные суставы), чтобы наш вес и Цзин могли двигаться беспрепятственно через тазобедренные суставы к коленям, где мы должны убедиться, что бедренная кость и большеберцовая кость правильно выровнены. Если они выровнены, то мы можем почувствовать, что наш вес опускается вниз из верхней части тела через тазобедренные суставы к коленям, а наши колени прочные и тяжелые из-за поддержания веса тела; далее Цзин может опуститься к основанию стоп и вниз в землю. Теперь наша Цзин укоренена в стопах.
Перед тем как перейти к следующему пункту, я бы хотел добавить, что выравнивание костей от коленей до лодыжек является более сложным, потому что за исключением стойки всадника наши ноги обычно находятся в различных положениях/направлениях, выполняя различные задачи. Очень часто одна нога используется для сохранения структуры формы Тайцзи или для поддержания веса тела, а другая в это время используется для выполнения таких задач как шаг вперед или назад, удар ногой или круговая подсечка. Поэтому кости обеих ног выровнены по-разному: нога, которая сохраняет структуру или поддерживает вес тела, выровнена более или менее вертикально (колено и лодыжка находятся почти на вертикальной линии), а другая нога, которая используется для удара, круговой подсечки, шага вперед и т.д., выровнена горизонтально или диагонально. Если мы сконцентрируемся на выравнивании колена и лодыжки в ноге, которая сохраняет структуру или поддерживает вес, то другая нога выровняется автоматически, и мы обнаружим, что наши удары ногой или круговые подсечки стали более мощными.
Вот пример того, как выравниваются две ноги: в стойке лучника ногой, поддерживающей структуру, является передняя нога, где колено и лодыжка выровнены почти вертикально (хотя и не совсем). Другая нога, которая толкает землю, чтобы передать силу к рукам, выровнена диагонально. Ещё один пример: когда мы ударяем пяткой или тыльной стороной стопы, то стопа (нога), которая выполняет это действие, выровнена горизонтально или диагонально, в то время как нога, которая сохраняет структуру формы и одновременно поддерживает вес, практически прямая (слегка согнута). Колено и лодыжка этой «структурной» ноги выровнены вертикально.
Нашим рукам не нужно поддерживать вес тела, и поэтому они могут быть выровнены намного проще. Ключом к соединению рук с корпусом являются плечи, которые должны быть выровнены с бедренными суставами. Каждый раз, когда мы хотим двинуть или повернуть плечи, мы должны сначала двинуть поясницу и грудную клетку, чтобы Цзин могла достичь корня наших рук, т.е. плечей. Если мы можем раскрепостить плечевые суставы, бросить плечи, согнуть локти, согнуть запястья и выпрямить пальцы, тогда наши руки хорошо соединены и внутренняя сила будет достигать кончиков пальцев.
Скручивание ног и поясницы
Выравнивание костей в теле подобно созданию дорог для течения внутренней силы. Сила, которая управляет внутренней силой – это Дань-тянь и движения в ногах (выполняемые ногами), такие как перенос веса и поворот вправо или влево. В Тайцзицюань стиля Чэнь вес распределяется между двумя ногами почти поровну: обычно 60% и 40%. Большое значение придается скручиванию всего тела – Чань-Сы-Цзин. Внутренняя сила двигается как спираль вверх от ног (или вниз к ногам) к пояснице, спине, плечам, локтям и кистям рук, полностью контролируемая поясницей.
Говорят, что сила из левой ноги движется к правой руке, а сила правой ноги движется к левой руке. Это правильно, но не полно, так как сила левой ноги может также идти к левой руке или к правой ноге. Кроме позиции, где мы стоим на одной ноге (как в форме «Золотой петух стоит на одной ноге»), скручивающая сила из обеих ног должна идти к рукам, тогда сила может быть объединена. Тайцзицюань стиля Хао (У Ю-сиан) подчеркивает, что сила обеих ног должна быть скручена и объединена в одну. Ключом к соединению сил из обеих ног в одну является поясница. Только посредством поворачивания поясницы мы можем скрутить силы из двух ног в одну.
Перенос веса
Перенос веса может помочь Ци и Цзин течь. Фактически, когда мы делаем форму, мы постоянно поворачиваем тело и переносим вес. При неправильном выполнении перенос веса может нарушить выравнивание костей (в ногах), и тем самым прервать плавное течение Цзин. Поэтому, когда мы переносим вес, мы должны обратить особое внимание на течение нашей Цзин и удостовериться, что оно не прервалось.
Мастер Ма Хун часто говорил: «При переносе веса важно, чтобы наш таз двигался по вогнутой кривой (как по дну неглубокого котелка с выпуклым дном)». Из моего опыта, когда я не следую этому правилу, кости в моих ногах не могут выровняться правильно, и я чувствую, что моя внутренняя сила прервалась, и у меня нет силы в руках. (Начинающим это сделать непросто. Надеюсь, что эта простая подсказка поможет. Когда вы поворачиваетесь налево, ваше левое колено остается вверху или двигается вверх, а правое колено двигается вниз. Когда вы поворачиваетесь направо, ваше правое колено поднимается, а левое колено опускается.)
Дань-тянь и выброс силы
Если мы можем быть «Сун» и выровнять кости в теле, то наша Цзин, несомненно, сможет легко течь. Но если мы хотим, чтобы наша Цзин была мощной и взрывной, мы должны использовать ещё и Дань-тянь. Просто сделайте несколько движений Фа-Цзин (Выброса силы) без использования Дань-тяня, а затем сделайте ещё несколько с использованием Дань-тяня, и вы увидите разницу. Фа-Цзин, выполненный из Дань-тяня, намного сильнее, чем Фа-Цзин, выполненный без использования Дань-тяня.
Более того, в быстрых ударах кулаками сила идет прямо из Дань-тяня к руке (рукам). Вот почему практикующие стиль Чэнь Чжао-куя тренируются с движением Дань-тяня по горизонтальным, вертикальным и диагональным кругам. Их программы тренировки силы, особенно «Бай Ба Ци-гун Чжуан» (упражнение Ци-гун), являются хорошей тренировкой для увеличения их внутренней силы.
Фа-Цзин – это внутренняя сила самого высокого уровня. Перед тем, как выбрасывать силу, мы сначала должны собрать силу, иначе наша сила не будет пружинистой и взрывной. Чтобы собрать силу, нужно быть абсолютно расслабленным, чтобы наши Ци и Цзин могли опуститься вниз к стопам. Чем больше мы расслабленны, тем больше силы мы соберем, и тем более взрывным будет наш Фа-Цзин.
Собирание силы и выброс силы представляют собой хороший пример теории Инь и Ян в Тайцзицюань: соединения мягкого и жесткого, смешения медленного и быстрого, и чередования открытия и закрытия. Когда мы не делаем Фа-Цзин, движение нашей Цзин должно также происходить по этому правилу. Это экономичный способ использования нашей силы, и мы не будем чувствовать себя очень уставшими после одно- или двухчасовой тренировки.


Стояние столбом.
В старину ученики должны были практиковать Стояние столбом в течение двух или трех лет, прежде чем их начинали обучать формам Тайцзи. Сегодня некоторые сначала изучают форму Тайцзи, а Стояние столбом позже. Многих других вообще не обучают Стоянию столбом. Некоторые учителя стиля Чэнь всё ещё считают Стояние столбом важной частью обучения. Их аргументом является то, что без практики Стояния столбом ученики не смогут понять и развить внутреннюю силу.
Стояние столбом практиковать нетрудно. Его преимущество перед формами Тайцзи состоит в том, что вы можете более легко стать расслабленным, чем когда вы делаете формы. Это упражнение учит тому, чем в действительности является расслабление. Вы научитесь определять, где находится ваша центральная линия, и поэтому сможете более легко сохранять равновесие, что очень важно в Тайцзицюань, будь это формы Тайцзи, толкающие руки или даже свободный спарринг. Кости тела могут быть выровнены более легко, и вы сможете более быстро почувствовать движение Ци и Цзин. Но главное то, что ваша внутренняя сила может увеличиться в два или в три раза быстрее, чем при выполнении только одних форм. Вооруженные этим опытом, вы можете быстрее достичь кун-фу (силы, мастерства и т.д.) в Тайцзицюань. Неудивительно, что г-н Цай Сун Фан говорил, что мастер Ян Чэн-фу использовал Уцзи Ци-гун для достижения прорывов в его уровне боевого мастерства. (Подробнее см. июньский выпуск 1966г журнала «Тай Чи».)
Самое простое Стояние столбом – это Подготовительная форма, когда вы встаете прямо, ноги на ширине плеч, руки располагаете по обеим сторонам бедер, а затем приводите тело в положение для течения Ци. Слегка втяните подбородок, чтобы поддерживать голову в вертикальном положении, и постарайтесь почувствовать, как будто нить тянет вверх вашу макушку головы. Расслабьте грудную клетку и бросьте плечи. Погрузите поясницу, сгибая бедренные суставы и колени. Округлите промежность и мягко держитесь пальцами ног за землю. Если вы практикуете Тайцзицюань несколько лет, ваша Ци сможет легко течь.
Наиболее распространенное и полезное Стояние столбом называется «Обхватывание шара». Положение тела такое же, как и в Подготовительной форме, только руки мы располагаем не по бокам тела, а поднимаем их вверх перед собой на уровень плеч (левая ладонь смотрит на левое плечо, а правая ладонь – на правое плечо). Теперь мы можем создать поток Ци, представляя, что мы держим надувной шар. Шар слегка расширяется, и наши руки, а также и всё тело, могут расширяться вместе с шаром. Затем мы не хотим, чтобы шар слишком сильно расширялся, поэтому мы его аккуратно сжимаем, чтобы его сдержать. Так наша Ци расширяется и сжимается вместе с надувным шаром. Мы также можем представить, что мы двигаем шар на два или три метра вперед, а затем приносим его обратно. Это происходит только в нашем воображении. Но наша Ци может течь вперед или назад вместе с представлением этого движения в уме.

Заключение
Расслабление играет очень важную роль в создании потока Ци и Цзин, но оно не делает Тайцзицюань мягким. Ян Чэн-фу говорил, что Тайцзицюань является смесью мягкого и жесткого, а классические тексты по Тайцзи идут даже дальше, говоря: «Ваша Цзин должна быть как очищенная сталь – нет ничего, что вы бы не смогли разрушить».
Причиной того, что люди, практикующие Тайцзицюань много лет, всё ещё очень мягкие (без внутренней силы), является неправильное положение тела. Они поднимают плечи, не расслабляют грудную клетку, не погружают поясницу и т.д., поэтому их Ци не может опуститься в Дань-тянь. Их движения совершаются не от грудной клетки и поясницы. Они не знают, что мягкость и расслабление являются средством для опускания Ци в стопы, где она очищается и становится сильной; и они не делают Толкающие руки.
Если мы знаем, как циркулирует Ци, и как движется Цзин, и тренируемся упорно и должным образом, мы будем на правильном пути и сможем получить много пользы от занятий Тайцзицюань, независимо от того, для здоровья они или для самозащиты.
По материалам сайта www.geocities.com/tukylam
How to Improve Qi and Internal Strength by Tu-Ky Lam


Ccылки на другие страницы,
Познакомься с народом
Наш новый форум
Напишите мне


 
Хостинг от uCoz