Тайная передача способностей.



    Я хочу обратить внимание читателя на то, что мистический опыт и обретение сверхъестественных способностей в легендах всегда происходит вне РЮ, вне общения с наставником или товарищами. Этот опыт - плод собственных усилий человека. Он приобретается не с помощью тренировки под руководством наставника рукопашного боя, а с помощью способов религиозной практики - молитв, медитации.

Интересно, что глобальные прорывы крупнейших мастеров ХХ в. были связаны с длительной тренировкой в уединении и религиозной практикой. Так Уэсиба Морихэй пережил озарение и создал айкидо после общения с лидером синтоистского религиозного течения Омото-кё. Отец японского каратэ Годзю-рю (Годзюкай) Ямагути Гогэн благодаря тренингу в составе одной из синтоистских групп обрел дар предвидения действий противника, научился реагировать безо всяких раздумий на любые изменения ситуации. Решающим моментом в становлении основателя каратэ Кёкусинкай Оямы Масутацу стало многомесячное затворничество на горе Киёсуми.

Таким образом, очевидно, "высшие секреты", связанные с проявлением паранормальных способностей не могут быть переданы мастером ученику. Познание их - личное дело человека, возможность его определяется тем личным усилием, прежде всего, внутренним, волевым, духовным, которое прилагает ученик. Бесполезно ждать, когда наставник соизволит научить его этом. Идея личного познания непередаваемого прекрасно выражена в школах бу-дзюцу, испытавших влияние дзэн-буддийской традиции. Рассказывают, что Цудзи Гэттан Сукэмоти создал школу кэн-дзюцу Мугай-рю после долгих медитаций и практики дзэнских коанов, услыхав от своего наставника буддийское стихотворение-гатху, которое гласило:

Закон в действительности не во вне,
Небо и земля обретают целомудрие,
Получаешь, будто [ветер] обдувает волосы,
Движения молоды, а сиянье чисто.


Прочитав эту гатху, Цудзи обрел просветление, в одно мгновение постиг таинство бу-дзюцу, принял имя Мугай и точно также назвал свою школу. Слово "мугай" он взял из стихотворения своего наставника. Означает оно - "не во вне" и указывает, что природа будды в действительности пребывает находится не вовне человека, а в его душе, и нужно лишь извлечь ее наружу. Завершить эту статью мне бы хотелось легендой об основателе школы кэн-дзюцу Итто-рю Ито Иттосай Кагэхиса, почерпнутой из сочинения мастера одной из ветвей этой школы Тиба Сюсаку "Кэмпо хикэцу" ("Скрытый смысл искусства фехтования мечом").

Они Яся (так звали Иттосай в детстве) в юном возрасте отправился в тогдашнюю столицу Японии г. Эдо, где поступил в ученики к наставнику Канэмаки Дзисай, старшему ученику Тода Сэйгэн из школы Тюдзё-рю. Прошло совсем немного времени, а он уже чрезвычайно далеко продвинулся в изучении техники, и не было среди учеников Тода ни одного, кто мог бы сравниться с ним умением.

Наставник Дзисай стал в глубине души побаиваться своего талантливого ученика и решил не передавать ему окуги - "внутреннюю технику" школы (окуги - один из синонимов хидэн). Но однажды Они Яся пришел к нему и рассказал, что постиг (прозрел) мёки - чудесные основы (мёки - термин буддийский) искусства боя мечом.

Вспыхнув от гнева, Канэмаки Дзисай стал ругать Они Яся и сказал ему: "Еще и пяти лет не прошло, как ты начал изучать искусство боя мечом! О каком же мё - чудесном свойстве - можешь ты говорить?!"

На это Они Яся ответил:

"Мё - это мё отдельного сердца (сознания). Оно не может быть передано учителем и, кроме того, не зависит от срока занятий. Если Вы сомневаетесь в моих словах, позвольте мне продемонстрировать Вам то мё, которое я постиг"! - и предложил наставнику сойтись с ним в поединке. Дзисай не стал отказываться, взял в руки деревянный меч, вступил в схватку с учеником и... мгновенно потерпел поражение. Потом он второй раз сошелся в поединке с ним, и... снова проиграл. Затем была третья схватка, и победа вновь осталась за Они Яся.

Тогда пораженный Канэмаки Дзисай обратился к своему ученику со словами: "Я обошел всю страну, сражался в поединках с многими последователями боевых искусств, но ни разу не потерпел поражения и прославился на всю страну. Но теперь, в этом поединке с тобой я не вижу ни малейшей возможности победить. Как же сумел ты овладеть этой божественной, чудесной техникой (симмё-но вадза)?"

И Они Яся ответил ему:

"Даже во сне человек не чешет головы, если у него чешется нога. Если у него чешется нога, он чешет ногу, если чешется голова - голову. Таким образом, у самого человека есть естественная способность действовать (яп. кино), благодаря которой он может защититься от зла. Сейчас, когда наставник хотел нанести мне удар, его сердце (сознание) становилось пустым, я же, защищаясь, полагался на свой инстинкт (яп. хонно - букв. "основная способность") и был полон. Нанося удар своей полнотой по пустоте наставника, я и сумел одержать победу."
Возникает вопрос: могли ли семьи, хранившие те или иные традиции бу-дзюцу, из поколения в поколение воспроизводить выдающихся мастеров, обладающих паранормальными способностями? Крайне сомнительно. Ведь мир устроен таким образом, что члены одной и той же семьи сильно разнятся по своим способностям, личным склонностям и специфическим талантам. Нет и не может быть такой семьи, которая на протяжении десятков поколений производила бы на свет равных по силе и таланту мастеров воинских искусств. Увы! Не существует таких методик обучения и таких "тайных передач", которые бы гарантировали каждому человеку достижение высокого уровня мастерства. Поэтому, чтобы гарантировать своему отпрыску возможность хорошего заработка, мастера фактически пускались на хитрость, утверждая, что существуют некие высшие секреты, передаваемые лишь одному-единственному сыну. Возможно, отпрыски основателя в каком-то колене и знали какие-то секретные приемы из технической группы, но вряд ли они все поголовно обладали теми же сверхъестественными способностями, которые приписывались их предку, основавшему РЮ.

Таким образом, в своем классическом виде РЮ в бу-дзюцу представляла собой чрезвычайно своеобразное коммерческое предприятие, основывающееся на получении прибыли посредством эксплуатации know-how - знаний бу-дзюцу. Хидэн, с этой точки зрения, следует рассматривать как своеобразный способ патентования знаний, обеспечивающий получение "авторского гонорара" "первооткрывателю" и его потомкам.

Этот вывод не следует понимать как попытку дискредитировать бу-дзюцу, очернить его последователей. На деле это лишь попытка взглянуть на реально существовавшие японские воинские искусства в конкретном историческом контексте, разобраться, какое место в реальной жизни они занимали. Сегодня мы почему-то считаем нормальным существование системы патентования открытий, служащей для стимулирования развития науки и техники и защиты прав изобретателя, обнародующего свое изобретение. Так стоит ли предъявлять какие-то претензии мастерам школ бу-дзюцу, которые в конкретных условиях феодальной Японии были вынуждены использовать институт хидэн для защиты своих прав?
Однако немало встречается еще людей, которые верят, что "секретных приемов" у японских (и прочих) мастеров еще пруд пруди. Чаще всего люди, поддерживающие эту точку зрения, вообще не имеют опыта занятий боевыми искусствами или спортивными единоборствами или прозанимались в какой-нибудь секции, возглавляемой жуликом, небольшой срок. Но попадаются - и даже очень часто - такие "фанаты", которые, прозанимавшись десять лет и не добившись при этом никаких существенных результатов, продолжают, раскрыв рот, смотреть на какого-нибудь узкоглазого "сэнсея" как на полубога, в ожидании, когда же он, наконец, сочтет их достойными приобщения к "секретной технике". На моих глазах один представитель "подлинного каратэ", придя в секцию Джиткундо и наполучав тумаков от паренька, прозанимавшегося всего несколько месяцев, хитро подмигивая и поблескивая глазками, говорил на прощание: "Ничего! Лет через десять секретные традиции нашей школы будут мне открыты, мой удар станет смертельным, и тогда посмотрим - кто кого!" С тех пор прошло лет пять. Наверное, удар у парня теперь уже полусмертельный... В общем, было смешно и обидно - за каратэ.

Самое интересное, что эти "фанаты", как правило, имеют весьма туманное представление о том, что же представляют собой эти секреты, а подтверждение их существование ссылаются лишь на многочисленные байки, живописующие подвиги китайско-японско-вьемтнамских и прочих мастеров. Попробуйте же разобраться в том, что эти "секреты" собой представляют, существуют ли они сегодня, какую функцию в рамках РЮ - школы боевого искусства - выполняют.


Алексей Горбылёв
agor@kyokushinkan.ru
www.kyokushinkan.ru
   

   ССЫЛКИ



  Значение «восьми методов тайцзи»  
  Долголетие тела и бессмертие существования /А. Маслов/  
  Выброс усилия у мастеров тайцзи цюань.  





Хостинг от uCoz