НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ А.А.Жгутов. Красноярск 2001г.



    Китайским боевым искусствам удалось совершить настоящий прорыв в вопросе передачи силы и управления ею. То, чего удалось добиться боевым ис¬кусствам в этой области, нашло отражение в некоторых теоретических положе¬ниях, например: “одна энергия, проникающая повсюду”, “прохождение всех со¬членений последовательно”, “перемещающаяся сила” (все это различные формы передачи силы).
Этот способ сохраняет необходимые элементы передачи мус¬кульной силы с помощью системы рычагов, но придает ей (силе), “проникаю¬щий” характер, благодаря которому появляется возможность устранить ограни¬чения, создаваемые наличием отдельных суставов и сочленений и тем самым зна¬чительно сократить потери мускульной силы, которые происходят при обычном способе ее передачи.
Здесь могут возникнуть недоуменные вопросы. Как это возможно, чтобы мышца, будучи сокращенной у одного конца, в то же время была расслаблена у другого? Более того, когда мышца последовательно сокращается и расслабляет¬ся, невозможно осуществлять передачу силы по законам гидро- или газодинамики.
Такие представления основываются на современных анатомических знани¬ях. Представления в боевых искусствах отличаются от них. Установлено, что внутреннее внимание может передавать определенный мышечный тонус в виде потока, подчиняясь намерению, последовательно, сантиметр за сантиметром, или сразу, минуя несколько сочленений. Такое явление и обозначается термином “перемещаю¬щаяся сила”.
Когда внимание передвигается от одного участка к соседнему, на предыдущем участке происходит расслабление. При этом такой способ передачи силы не ограничивается никакими анатомическими элементами, будь то суставы, мышцы или любые другие ткани. Соответственно каждая частичка тела челове¬ка, как и все тело целиком, становится проводником силы, точно так же, как ме¬талл является проводником электрического тока, а труба — проводником воды.
Именно с этого начинается одно из основных упражнений в “совершен¬ствовании осознания”. Многие считают осознание чем-то загадочным и таинствен¬ным, рассматривают его как нечто сверхъестественное, непостижимое разумом. В действительности же осознание, как мы его понимаем, есть не более чем обыч¬ное сознание, прошедшее особую подготовку с целью установления более высо¬кой степени контроля над физическими, энергетическим и эмоциональными процессами в динамике человеческого развития.
Это отправная точка, основа осозна¬ния. Именно здесь расходятся пути боевых искусств и других видов физической подготовки. Продвижение человека по этому пути от одного уровня к другому, от простого знания к умению, от умения к высокому мастерству, туда, где он обретет способность постигать бесконечность, вполне соответствует принципам любой сферы человеческой деятельности, связанной с достижением высот мастерства, будь то производство или искусство, где человек стремится достичь передовых рубежей и способен демонстрировать сверхгениальность, проникая в сущностные глубины творчества.
Передвижение внимания и мышечного тонуса через большое количество препятствий не¬возможно без мысленного анализа и волевого стимулирования, поскольку это напряжение при обычной реакции (двигательной реакции на команду осознания) не поддается осознанному контролю. Именно взаимное воздействие намерения и “проникающей силы”, беспрепятственно преодолевающей все сочленения и связки, порождает “изначальное осознание”, возникающее в тесном единстве с жизнеспособностью, энергией и духом (означающими в данном контексте мышечный тонус).
Когда человек достигает такого осознания, напряжение его мышц уподоб¬ляется жемчужине, свободно перекатывающейся по телу, как по трубке. В ре¬зультате может сформироваться эластичная целостная система, передающая уси¬лие из ног в руки без всяких потерь, а, наоборот, с нарастанием. Подобный способ передачи силы возможен не только в пределах тела че¬ловека, но и может быть использован для передачи силы другому человеку. Бо¬лее того, этот процесс всегда находится под контролем воли носителя силы, ос¬таваясь незамеченным рецепиентом, поскольку обычный человек не способен распознать это явление.
В таком состоянии двигательный аппарат человека перестает быть просто системой рычагов и трансмиссией. Новая схема передачи усилия изменяет всю структуру. Структура взаимодействия инь и ян дает нам нашу силу. Например, два семени одинакового размера имеют разный по¬тенциал — семя дерева и семя кустарника. Их генетическая структура дает им различные потенциалы роста. Мы можем достичь контроля над качеством равновесия входящей и исходящей энергии. Прежде всего, мы должны почувствовать и узнать его. Во-вторых, мы должны уравновесить взаимодействие энергий, и, в-третьих, мы можем экспериментировать со специфически¬ми структурами этого взаимодействия. Чтобы делать это, мы должны узнать внутренние механизмы нашего бытия.
Один из таких внутренних механизмов — это динамика внимания, взаимодействие внимания и творчества (См. подробнее в гл. 8). Можно научиться сильно концентрироваться при помощи медитации — фокусированного внимания. Можно научиться направлять внимание сплошным потоком. Можно научиться разбивать внимание на несколько частей, каждая из которых будет следить за различными событиями в среде (внешней или внутренней), и отслеживать несколько ве¬щей сразу. Можно экспериментировать с отношениями между от¬дельными такими вниманиями. При этом целостное внимание становится более сложным. Мы можем осознавать больше происходящего вокруг и внутри нас.
Когда мы уравновешиваем энергии инь-ян и уверены, что этот баланс поддерживается, то любые нарушения равновесия мы можем считать событиями в “энергетической окружающей среде”.
Например, когда кто-то что-то говорит, вы должны слы¬шать и понимать сказанное, а также прислушиваться к вашим собственным реакциям и мнениям. Вы должны впустить слова этого человека в свое сердце, а взамен выпустить слова своего сердца.
О теории и методологии бо¬евых искусств мы уже говорили, поэтому, подходя более конкретно, можно от¬метить, что проблема состоит в переходе от одновременного совершенствования осознания и тела к психофизической координации.
Рассмотрев традиционные теории, понятия “осознание”, “перемещающая сила”, “проникающая сила” и ряд других, мы представили в общем плане картину одновременного совершенствования со¬знания и тела и совершенствования собственно осознания. Теперь можно попы¬таться, пусть на элементарном уровне, обрисовать содержание подготовки, на¬правленной на переход от одновременного совершенствования осознания и тела к психофизической координации, представить пути преодоления недостатков, свя¬занных с действием условных рефлексов.
Чтобы более четко показать эффективность психофизической координации, начать следует с определения главной цели. С точки зрения психофизической координации высшего уровня, учитывая принцип “единства без двойственности”, такая цель состоит в полном устранении условных рефлексов. Как бы невероятно это не Звучало, но высшая цель воинских искусств заключается именно в этом. Высшая цель Пути воина практически всеобъемлюща. Мы же проследим ее только в одном из проявлений — в боевом искусстве.
Характерным принципом боевого искусства высокого уровня является полное отсутствие времени и пространства для размышлений или действий у противников. Иными словами, ни у одной из сторон нет ни малейшей возможности сделать первое движение.
Совершенствование внимания осознания — это стержень и квинтэссенция техники и теории воинских искусств. Отказ от него равносилен лишению воинских искусств живой души и самих основ техники и теории. Воинские искусства без совершенствования осознания превратятся во всего лишь “внешние упражнения” низкого уровня с присущими им частными особенностями внешнего характера, ничем не отличающимися от спортивного вида единоборств.
Внутренние энергетические упражнения в воинских искусствах неотделимы от “тренировки внимания осознания”. Без прохождения через процесс совершенствования внимания осозна¬ния внутренние и внешние упражнения будут не способны обеспечить продвижение на более высокие уровни эффективности занятий и духовных состояний.
Совершенствование внимание осознания — не только необходимая составная часть воинских искусств, но и ключевая проблема для исследований в этой области. Она требует большого внимания, глубокого проникновения и тщательного изучения. Она должна стать объектом специальных исследований и изучаться с помощью системного подхода.
   

   ССЫЛКИ








Хостинг от uCoz