Рассказ Виктора Сяо -мастера тайцзицюаня /Редактировано Виктором Сяо, июль 2005 г. г. Москва/



    Дао и три замкнутых кольца
Есть у меня такое соображение, которое я называю принципом замкнутого кольца.Я обдумывал три таких замкнутых кольца. И первое замкнутое кольцо – это пробный камень из ТЦЦ. Если я подымаю на кого-либо руку, или просто вытягиваю ее вперед, например, то у меня здесь появляется силовое действие, которое я обычно замечаю, а вместе с ним возникает и противодействие, которого я, не будучи специально этому обучен, обычно не замечаю. Действие обычно произвольно, оно субъективно, а то что одновременно возникает противодействие – это уже от меня прямо не зависит, это уже не мое дело, это дело природы, дело так называемого Дао. На любое мое произвольное действие появляется противодействие Дао. И где я буду знакомиться с ним? Конечно на противодействии. Потому что противодействие -- это его проявление, а действие – это мое волеизъявление. У Лаоцзы говорится, что «Обратное – это действие Дао» Что такое обратное действие Дао? Это реакция, противодействие. Это и есть действие Дао. И то, что мое действие неминуемо вызовет противодействие – это не потому что я этого хотел, а потому что это реакция, действие самой природы. И лишь вот на этой реакции я могу лучше изучить, раньше соприкоснуться с природой, чем на своем произвольном действии.
Если я пошел на кого-то в атаку, а он воспользовался моим противодействием и замкнул это кольцо «действия-противодействия», то он нейтрализовал мое действие. Он сделал так, что мое действие, только зародившись, не получило развития и осталось на месте – месте зарождения. То есть для удара произошла относительно вечная молодость. У любого движения есть начало, продолжение, конец. Также как возникновение жизни, молодость, старость, смерть – есть у каждого явления, есть они и у движения. Так что если за счет биомеханики можно сделать так, что движение, лишь зародившись, осталось в этом состоянии зародыша, и не пошло ни дальше, ни обратно – то это и есть вечная молодость этого движения. Это биомеханика.
А даосы ищут как раз такое состояние жизненного процесса, который в принципе точно такой же, как вечная молодость биомеханического движения. Человеческая жизнь повторяет тот же процесс: рождение, молодость, зрелость, старость, смерть. Это природное действие «по течению жизни». Они же попытались найти обратное действие, линию и процесс также природного жизненного противодействия, т.е. действие «против течения жизни». Действие и противодействие жизненного процесса рассматривались ими одинаково как природные, естественные. Они пытались найти пути к тому, чтобы замкнуть это кольцо жизни именно так, чтобы человек остался колебаться все время в состоянии молодости. Вот что преследовала алхимия.
Да, легенды о бессмертных все слышали, и никто этих бессмертных не видел. Но именно на пути поисков в этом направлении даосская мысль открыла много оздоровительных практик, улучшающих здоровье и продлевающих жизнь, из них же получила развитие и китайская медицина. Я не так давно ездил к одному нашему ушуисту, старцу. Ему 112 лет. Он сидит и разговаривает как я, реакция у него ничуть не хуже. Мы с ним провели два дня подряд, он участвовал во всех мероприятиях, во всех беседах, и я должен сказать, что я быстрее уставал, чем он. При этом он только пришел в себя после трагедии – за месяц до нашей встречи умерла его третья жена, и его ученики говорили, что он слег, но к нашему приезду уже встал на ноги и бодро общался со всеми. Мы все к 10 вечера уже начинали зевать и спрашивать, не пора ли ему отдохнуть, а он говорил – рано еще, рано. Это мы уже уставали, а он – нет. При этом и вставал он раньше нас. Вот в такой жизнеспособности отражаются чуть ли не все достижения китайской культуры. При этом жизнь у него была далеко не райская, будучи «контрой» он много лет провел в лагерях. Но почему у нас таких тоже единицы?
Два дня жизни рядом с ним меня, уже в который раз, убедили в том, что мы слишком мелко все плаваем, по сравнения с мудростью, которая создала вот такого старика, - значит надо дальше идти и глубже копать.
Так что вот эти три кольца. Биомеханическое в системе боевой, которое пользуется вашим противодействием, чтобы вы попались на удочку и за счет легкого усилия побеждает с помощью вашей же силы. Второе - это жизненный процесс, обратное кольцо. То есть как найти ход к молодости в потоке противодействия в течении жизненного процесса. Меня это навело и заинтересовало еще и в третьем отношении. Тут вот какой момент – ведь мы растем еще и психологически – есть независящие от нас периоды эмбриона, зародыша, плода, от нас почти не зависит наше детство, когда с нами делают все что хотят – кроме того, чего хотим мы сами. В нас растет не наша, или не полностью наша психология. А нельзя ли в этом же действии психологическом (оно настолько же психологическое как и физическое) найти его собственую линию противодействия, чтобы все это просмотреть, очистить себя от всего лишнего, выйти на свой же незамутненный психологический фон , и жить по-другому, на линии противодействия, то есть на линии Дао. В любом действии, если мы хотим отключиться от привычки, стоит нам что-то сделать и найти обратное в этом, мы начинаем идти на контакт с природой, с Дао. Я именно так стал выходить на контакт с природой – когда стал обращать внимание не на свое действие, а на то, что возникает вместе с ним, на противодействие. Я стал понимать себя с другой стороны. Также я стал понимать напарника в ТЦЦ, то есть сначала я стал чувствовать удар, который ко мне идет, а потом я стал чувствовать, откуда и как он пришел. То есть я понял оба пути, это всегда больше дает для понимания. Это постоянный поиск, я не знаю, куда он меня приведет.

Ответ на вопрос о доктрине сердца
Сердце как физиологический объект и как заменитель слова душа – это разные вещи. В даосском аспекте тоже есть два понимания – одно – это ум (или душа), другое – физический орган плюс функциональная система. Так что я даже не знаю о чем речь. То, что всем управляет ум, сознание – это да, это тоже называется сердцем в китайской терминологии. В системе пяти элементов сердце представляет элемент огня. Он самостоятельно не присутствует, а присутствует только в процессе порождения и взаимопреодоления этих пяти элементов. При этом каждый элемент внутри себя делится на инь и янь. То есть есть инь-сердце и янь-сердце. И каждый орган чисто физиологический заключает в себе и психическое содержание. При этом дух хранится в сердце, а душа как будто в печени, а на все пять элементов в русском языке не хватит определений. В каждом органе – как бы своя частица духа.
Так что когда я говорю о гуманитарном направлении, я говорю о работе над собой, об очищении себя от хлама, и самое главное – это гармонизация себя как на психофизическом уровне, так и на психологическом, и на духовном, на бытийном, понятийном, и потом на уровне взаимоотношений. Для меня важным оказался опыт, что если найти мир в себе, то и вокруг меня начинает выстраиваться мирная атмосфера– только потому что вы нашли его в себе, а не потому что вы решили кого-то там примирить… кулаком. Для меня это оказалось самым важным переживанием и опытом, и я стараюсь развиваться именно в этом направлении. И по-другому доктрину сердца я не очень воспринимаю.

Ответ на вопрос о психике человека
Если речь идет о сознании, то сознание не надо путать с содержанием. Содержание сознания можно насаждать искусственно, но нельзя этого сделать с самим сознанием. По сущности сознания, по природе сознания, независимо от религиозной принадлежности и прочего, мы одинаковы. Мы разнимся только по содержанию сознания. И это дает надежду на то, что люди найдут то общее, что их объединяет, а не будут цепляться за то, что их разъединяет. Если же речь идет о душе, о духовном опыте, то тут общее еще легче открывается каждому, кто это пережил.
/Рассказ записанный со слов Виктора Сяо, Мастера тайцзицюаня,на беседе с учениками в центре цигун.Редактировано Виктором Сяо./
   

   ССЫЛКИ



  Наш новый форум  





Хостинг от uCoz